Дело № 2а-5772/2025
УИД 36RS0002-01-2025-005154-71
3.202 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании таможенных сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2025 года г. Воронеж
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Ильиных А.И.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО3 (ФИО)33 по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Воронежской таможни к ФИО3 (ФИО)32 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Воронежская таможня обратилась в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к ФИО3 (ФИО)20 о взыскании в доход федерального бюджета суммы утилизационного сбора в размере 116 800 руб. 00 коп.; пени за период по 28.05.2025 в размере 65 166 руб. 60 коп.; пени за период с 29.05.2025 по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за ввезенное на территорию Российской Федерации транспортное средство с электродвигателем марки <данные изъяты>
Мотивируя заявленные требования, административный истец указывал в поданном иске, что ФИО3 (ФИО)20 на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни было подано заявление о выдаче паспорта транспортного средства и уплате утилизационного сбора от 07.04.2022 на транспортное средство с электродвигателем марки <данные изъяты>. На основании таможенного приходного ордера № <данные изъяты> произведена уплата утилизационного сбора в размере 5200 руб.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщики утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Согласно пункту 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в пункте 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998, а именно лица, осуществившие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, понятие «Объем двигателя» применяется в отношении транспортных средств, оснащенных двигателем внутреннего сгорания.
Учитывая, что транспортные средства с электродвигателем, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой, не оснащены двигателем внутреннего сгорания, расчет суммы утилизационного сбора осуществляется в соответствии с пунктом 1 Раздела I Перечня.
Электромобили (транспортные средства с электродвигателями) включены в Перечень (пункт 1 Раздел I), отдельной категорией, коэффициент расчета в отношении которых установлен 1,63 для новых транспортных средств и в размере 6,1 для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3-х лет.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 15(1) Правил, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в РФ после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий двадцать календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
На основании положений постановления Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», после выпуска транспортного средства проведена проверка документов и сведений, представленных ФИО3 (ФИО)8. при уплате утилизационного сбора в отношении вышеуказанного транспортного средства.
В ходе проверки установлен факт ввоза ФИО3 (ФИО)31 в Российскую Федерацию транспортного средства, обладающего исключительно электродвигателем, к которому не применимо определение «Объем двигателя». Расчет утилизационного сбора в отношении указанного транспортного средства не может быть осуществлен исходя из указанного ФИО3 (ФИО)8 коэффициента 0,26, подлежащего применению к транспортным средствам, ввозимым физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя (двигатель, обладающий характеристиками объем, должен присутствовать и его объем должен быть больше 0).
Исходя из представленных ФИО3 (ФИО)8 сведений о годе выпуска и физических характеристиках транспортного средства, контрольным органом было установлено, что подлежащая уплате сумма утилизационного сбора составляет 116 800 руб., сумма пени 65 166 руб.
О результатах проведенной проверки и необходимости доплаты суммы утилизационного сбора ФИО3 (ФИО)8 была уведомлена Воронежской таможней письмом от 28.11.2024 г. № 12-04-17/14125. Однако указанная сумма задолженности в добровольном порядке уплачена не была.
25.02.2025 Воронежской таможней мировому судье судебного участка № 1 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании в доход федерального бюджета с ФИО3 суммы недоплаченного утилизационного сбора, начисленных сумм пени, по результатам рассмотрения которого мировым судьей вынесен судебный приказ.
В связи с поданными должником возражениями определением мирового судьи от 13.05.2025 судебный приказ был отменен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела Воронежская таможня, уточнив заявленные административные исковые требования, в качестве дополнительного основания для взыскания недоимки по уплате суммы утилизационного сбора и исчисленных сумм пени, ссылалась на ввоз на территорию Российской Федерации приобретенного транспортного средства для целей не связанных с личным пользованием. По мнению истцовой стороны о данном обстоятельстве свидетельствует тот факт, что в последующем транспортное средство было продано ФИО3 и 12.07.2022 поставлено на первоначальный государственный учет в органах ГИБДД за (ФИО)8 В связи с чем, расчет утилизационного сбора в отношении указанного транспортного средства не может быть осуществлен исходя из указанного ФИО3 коэффициента (0,26), подлежащего применению к транспортным средствам, которые ввозятся физическим лицом для личного пользования вне зависимости от объема двигателя.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержала по доводам, указанным в административном иске, с учетом уточнения основания административных исковых требований, пояснив суду, что ввезенное ФИО3 (ФИО)8 транспортное средство обладает исключительно электродвигателем, к которому не применимо определение «объем двигателя». Транспортные средства с электродвигателями включены в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 12941, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, коэффициент расчета в отношении которых установлен 1,63 для новых транспортных средств и в размере 6,1 для транспортных средств с даты выпуска которых прошло более 3-х лет. В ходе проведения проверки было установлено, что 07.04.2022 года административным ответчиком в отношении вышеуказанного транспортного средства был применен коэффициент 0,26, подлежащий применению при расчете суммы утилизационного сбора для транспортных средств, предназначенных для личного пользования вне зависимости от объема двигателя. Воронежской таможней также было установлено, что данное транспортное средство было продано 12.07.2022 года и постановлено на первоначальный государственный учет в ГИБДД за ФИО4, в связи с чем расчет утилизационного сбора в отношении указанного транспортного средства не может быть осуществлен исходя из указанного ФИО3 коэффициента 0,26. Сумма утилизационного сбора, исчисленная сумма пени административным ответчиком до настоящего времени не уплачена.
Представитель административного ответчика ФИО3 (ФИО)8 в ходе судебного разбирательства, не признавая заявленные административные исковые требования и поддержав изложенные в письменных возражения по иску доводы, пояснила суду, что транспортное средство было приобретено административным ответчиком ФИО3 (ФИО)8 для личного пользования, в связи с чем сумма утилизационного сбора была исчислена верно и уплачена в полном объеме.
Административный ответчик ФИО3 (ФИО)8 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика ФИО3 (ФИО)8
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы настоящего административного дела, материалы административного дела мирового судьи судебного участка № 1 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области № 2а-748/2025, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, установлены Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно требований ч. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определены транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается.
К таким транспортным средствам (шасси) относятся:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора (далее - утилизационный сбор), в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора установлены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291.
Согласно пункту 3 указанных Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в пункте 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, а именно лица, осуществившие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Аналогичные положения содержатся в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления, согласно которого отдельной категорией плательщиков утилизационного сбора являются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Вышеназванными Правилами также предусмотрено, что на бланке паспорта транспортного средства (бланке паспорта шасси транспортного средства), оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему (далее - бланк паспорта), в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства) (далее - паспорт), его дубликате, выданном на колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, в отношении которого уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиками, указанными в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
Как установлено материалами дела, ФИО3 (ФИО)19. на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни 07 апреля 2022 года было подано заявление об уплате утилизационного сбора с расчетом суммы утилизационного сбора, исчисленного по пункту 3 раздела I Перечня на транспортное средство <данные изъяты>, (ДД.ММ.ГГГГ) года выпуска, VIN (№), оснащенного электродвигателем.
В выписке из электронного паспорта транспортного средства <данные изъяты> указано: идентификационный номер – VIN (№) марка – <данные изъяты>, коммерческое наименование – <данные изъяты>, категория транспортного средства в соответствии с Конвенцией о дорожном движении – категория В, категория в соответствии с ТР ТС (№), номер двигателя - (№), номер шасси – отсутствует, год изготовления – (ДД.ММ.ГГГГ), электродвигатель (марка, тип) – <данные изъяты>, трехфазный синхронный двигатель переменного тока, рабочее напряжение (В) – 350, максимальная 30-минутная мощность (кВт) – 90.
Согласно представленного ФИО3 (ФИО)8. в адрес таможенного органа расчета, при перемещении транспортного средства, приобретенного в республике Беларусь, сумма подлежащего уплате утилизационного сбора составила 5200 руб., которая была оплачена административным ответчиком в доход бюджета.
Расчет суммы утилизационного сбора определен на основании пункта 3 раздела I Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», исходя из коэффициента 0,26 к базовой ставке 20 000 рублей.
По мнению административного истца, утилизационный сбор за транспортное средство <данные изъяты>, (ФИО)20 года выпуска, VIN (№) ввезённое ФИО3 (ФИО)20 и оборудованное электрическим двигателем, должен рассчитываться исходя из коэффициента, установленного пунктом 1 раздела I Перечня в зависимости от срока с даты их выпуска (1,63 - для новых транспортных средств; 6,1 – для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет).
Учитывая положения данной нормы за транспортное средство, ввезенное ФИО3 (ФИО)20 утилизационный сбор подлежал уплате в размере 122 000 руб. 00 коп. (20 000 руб. (базовая ставка) * 6,1 (коэффициент суммы расчета утилизационного сбора)), в связи с чем, разница между суммой уплаченного административным ответчиком утилизационного сбора и суммой утилизационного сбора подлежащего уплате составляет 116 800,00 руб. (122000,00 - 5 200,00 = 116 800,00).
В адрес ФИО3 (ФИО)20 направлено письмо от 28.11.2024 № 12-04-17/14125 об уплате утилизационного сбора в полном объеме, которое административным ответчиком получено не было и возвращено в адрес Воронежской таможни в связи с истечением срока хранения.
В связи с неисполнением указанного требования, 25.02.2025 Воронежская таможня обратилась к мировому судье судебного участка № 1 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании спорной задолженности с ФИО3 (ФИО)20
04.03.2025 мировым судьей судебного участка № 1 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области выдан судебный приказ, который в связи с поданными должником возражениями определением мирового судьи от 13.05.2025 отменен, что послужило поводом для обращения с настоящим иском в суд.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси), а также перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Пунктом 5 Правил № 1291 предусмотрено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием 3 к Перечню № 1291 размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении указанных транспортных средств равна 20 000 рублей.
Согласно пункту 1 раздела I названного Перечня, для транспортных средств с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора для новых транспортных средств составляет 1,63,для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет -6,1.
Согласно пункту 3 раздела I названного Перечня, действующему в редакции на момент ввоза административным истцом транспортного средства на территорию Российской Федерации и оплаты утилизационного сбора транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, подлежат уплате утилизационного сбора с применением коэффициента 0,17 для новых транспортных средств и 0,26, с даты выпуска которых прошло более 3 лет.
При разрешении заявленных требований суд полагает необходимым исходить из того, что к спорным правоотношениям возможно применение положения п. 3 раздела вышеуказанного Перечня, которым предусмотрен коэффициент для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет – 0,26, и ввозимых физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя, поскольку ввезенное административным ответчиком транспортное средство хоть и обладает электродвигателем, расчет утилизационного сбора в отношении указанного транспортного средства, исходя из коэффициента 0,26, произведен правомерно.
Доводы истцовой стороны о невозможности применения к спорным правоотношениям пункта 3 раздела I Перечня, поскольку в целях применения коэффициента 0,26 при расчете суммы утилизационного сбора ввозимое транспортное средство должно иметь какое-либо значение объема двигателя отличное от нуля и для транспортных средств оснащенных электродвигателем вышеуказанным Перечнем предусмотрен отдельный пункт, которым установлен свой коэффициент в зависимости от срока и даты их выпуска, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
Несмотря на то, что в пункте 1 раздела I названного Перечня для транспортных средств с электродвигателями старше 3 лет, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составляет 6,1, учитывая положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации указанная норма не может толковаться как ограничивающая право административного истца на применение «понижающего» коэффициента утилизационного сбора, установленного пунктом 3 раздела I Перечня установленного для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 31 мая 2016 года № 14-П, от 5 марта 2013 года № 5-П, от 14 мая 2009 года № 8-П, от 28 февраля 2006 года № 2-П в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) вправе участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления. При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, которая приобретает тем самым универсальный характер. В частности, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Следовательно, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов. Все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В рассматриваемом случае установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 классификация в соответствии с разделом 1 Перечня отдельно относила транспортные средства с электродвигателями в п. 1 Перечня, а транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя в п. 3 Перечня, создает правовую неопределённость в их применении, поскольку электромобиль, не имевший показателя объема двигателя, тем не менее, ввозился административным ответчиком для личного пользования, и взыскание с него утилизационного сбора по коэффициенту 6,1 вместо 0,26 означает недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения (уплаты утилизационного сбора).
Кроме того, в подтверждении выводов об устранении неопределенности толкования пунктов 1 и 3 раздела I Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291, суд полагает необходимым указать на устранение неопределенности толкования вышеуказанных норм, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2023 года в пункт 3 Перечня были внесены изменения, добавлены транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования с электродвигателями и применения к ним «понижающих» коэффициентов расчета утилизационного сбора.
Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу плательщика утилизационного сбора, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска как в части взыскания суммы утилизационного сбора, так и в производных от них требований об уплате исчисленных сумм пени, по приведенным стороной административного истца доводам об оснащении ввезенного административным ответчиком на территорию Российской Федерации автомобиля оснащенного электродвигателем.
В части приводимых Воронежской таможней доводов о приобретении ФИО3 (ФИО)20 транспортного средства для целей, не связанных с личным пользованием, суд полагает необходимым обратить внимание на следующее.
Редакция сноски 6 для целей раздела I названного перечня, согласно которой в настоящее время под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, в отношении которого лицом, которое осуществило его ввоз, в расчете суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведенном в приложении № 1 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», указано, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования, если такое транспортное средство в течение 12 месяцев с даты его ввоза зарегистрировано на указанное лицо либо зарегистрировано на лицо, отличное от лица, которое ввезло такое транспортное средство, по истечении 12 месяцев с даты его ввоза, введена лишь постановлением Правительства РФ от 07.07.2023 № 1118 (ред. от 31.07.2023) «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291», которое вступило в силу с 01.08.2023, и за исключением абзаца третьего подпункта «а» пункта 2 изменений, утвержденных названным постановлением, который вступает в силу с 01.01.2025; названное постановление применяется в отношении транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации после 01.08.2023.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» согласно статьям 260, 262 Таможенного кодекса товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством (например, в соответствии со статьей 263 Таможенного кодекса перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товары, указанные в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, могут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки по таможенной территории Союза).
Товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса).
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещение им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.
При этом, установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.
При этом, правовая категория личного потребления является оценочной, в связи с чем наличие либо отсутствие соответствующей цели подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех фактических обстоятельств дела.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 84 КАС РФ, принимая во внимания вышеприведенные критерии, суд приходит к однозначному выводу, что доводы истцовой стороны о том, что вышеуказанное колесное транспортное средство было ввезено ФИО3 на территорию Российской Федерации не для целей, связанных с личным потреблением, являются голословными и материалами дела не подтверждены.
В рамках рассмотрения настоящего административного дела судом не установлено и административным истцом не приведено таких значимых для дела обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о коммерческом характере ввоза транспортных средств с целью его дальнейшей перепродажи: значительного количества ввезенных транспортных средств, явно не соразмерного необходимым ежедневным потребностям человека для передвижения в целях не связанных с предпринимательскими; систематичность приобретения автомобилей в короткий временной период; факты реализации приобретенных транспортных средств третьим лицам в течение непродолжительного временного промежутка с момента получения паспортов транспортных средств, с целью извлечения прибыли.
С учетом изложенного, позиция административного истца о ввозе административным ответчиком транспортного средства не для целей личного использования, подлежит отклонению, поскольку факт реализации ФИО3 транспортного средства после его ввоза в Российскую Федерацию без оформления на себя в отсутствие доказательств системности (повторности) указанных действий, совершении их в отношении нескольких ввезенных на территорию страны транспортных средств, не является безусловным доказательством коммерческой цели ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию и оснований для применения повышенного коэффициента (ставки утилизационного сбора).
При использовании коэффициента 0,26 к базовой ставке 20000 руб., размер утилизационного сбора, подлежащего уплате ФИО3 (ФИО)20., равен 5200 руб., что свидетельствует о полноте уплаты 02.04.2021 утилизационного сбора плательщиком и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Воронежской таможней административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Воронежской таможни к ФИО3 (ФИО)20 о взыскании обязательных платежей и санкций.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение в окончательной форме изготовлено в установленные законом десять рабочих дней 31 октября 2025 года.