Дело № 2а-1472/2022

УИД 29RS0024-01-2022-001356-47

04 августа 2022 года город Архангельск

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соломбальский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Ждановой К.И.,

при секретаре Федоровцевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее – ИФНС России по г. Архангельску) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО2 недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 975 рублей и пени за период с 02.12.2017 по 25.02.2018 в размере 21 рубль 02 копейки.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Архангельску не явился, о дате, времени и месте извещался надлежащим образом.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснил, что требование об уплате налога не получал, срок давности взыскания налога истек, катер сгорел еще в январе 2016 года, снял с учета в июне 2016 года.

Заслушав объяснения ФИО2, исследовав письменные материалы административного дела, материалы по заявлению налогового органа о выдаче судебного приказа № 2а-8371/2021, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 НК РФ); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (статья 357 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 362 НК РФ); налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ).

В силу пункта 3 статьи 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Как видно из материалов дела, ФИО2 на праве собственности в 2016 году принадлежало транспортное средство: мотолодка, гос.рег.знак Р8166АА.

В силу указанного ФИО2 являлся плательщиком транспортного налога.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговыми органами (статьи 52, 363, 397, 408, 409 НК РФ).

Налоговым уведомлением № 54282953 от 23.09.2017 ФИО2 сообщено о необходимости в срок не позднее 01.12.2017 уплатить транспортный налог в размере 975 рублей. Названное уведомление направлено в адрес налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика 100159565265, зарегистрированного в сервисе 31.05.2013.

В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 НК РФ сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.

Пунктом 2 статьи 69 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1); сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3); пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок ФИО2 направлено требование об уплате налога и пени:

от 26.02.2018 № 3123 об уплате в срок до 13.04.2018 транспортного налога в размере 975 рублей и пени в размере 21 рубль 02 копейки.

В добровольном порядке данные требования налогоплательщиком не исполнены.

На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 3 Соломбальского судебного района г. Архангельска о взыскании с ФИО2 налоговой задолженности, вынесенный 12.10.2021 на основании заявления ИФНС России по г. Архангельску от 12.10.2021, отменен определением мирового судьи от 12.11.2021 в связи с поступившими возражениями должника.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Вопреки доводам ФИО2 сроки исковой давности, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, к налоговым правоотношениям не применяются в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным. Необходимо учитывать, что поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья районного (городского) суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение. Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.

С административным исковым заявлением в Соломбальский районный суд г. Архангельска ИФНС России по г. Архангельску обратилась 05.05.2022, то есть в установленный шестимесячный срок, предусмотренный абзацем вторым пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляемый с момента отмены судебного приказа (с 12.11.2021).

Таким образом, процедура взыскания недоимки налоговым органом соблюдена, а размер задолженности налогоплательщика подтверждается представленным административным истцом расчетом, который является арифметически верным, произведен в соответствии с положениями налогового законодательства, согласуется с представленными доказательствами и по существу административным ответчиком не оспорен.

Утверждение ФИО2 о неверном исчислении налога исходя из 5 месяцев владения не может служить основанием к освобождению от обязанности и отклоняется судом, поскольку как установлено в ходе судебного следствия заявление ФИО2 о снятии с учета принадлежащего ему маломерного судна подписано им 02.06.2016, снято с учета Центром ГИМС МСЧ России по Архангельской области 07.06.2016. Как уже указано выше в силу требований статьи 362 НК РФ если снятие транспортного средства с регистрации произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается.

Суд обращает внимание на то, что неполучение ФИО2 налогового уведомления само по себе не свидетельствует о нарушении его прав, поскольку обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога, а не в результате направления уведомления налогового органа.

При таких обстоятельствах, исковые требования ИФНС России по г. Архангельску подлежат удовлетворению.

На основании статьи 114 КАС РФ, пункта 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ИФНС России по г. Архангельску к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , ИНН №, паспорт серии № номер № выдан МРО № 1 УФМС России по АО и НАО в г. Архангельске 20.07.2017, код подразделения 290-003, зарегистрированного по адресу: , недоимку по транспортному налогу в размере 975 рублей (КБК 18210604012021000110) и пени за период с 02.12.2017 по 25.02.2018 в размере 21 рубль 02 копейки (КБК 18210604012022100110) с перечислением взысканной суммы по следующим реквизитам: Отделение Архангельск Банка России //УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, БИК 011117401, Счет № (15 поле) 40102810045370000016, УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, (ИФНС России по г. Архангельску, ИНН <***>), счет № (17 поле) 03100643000000012400, ОКТМО 11701000.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.08.2022.

Судья К.И. Жданова