Дело №2а-5532/2025 6 ноября 2025 года

УИД 29RS0014-01-2025-008274-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Пяттоевой Л.Э.,

при секретаре судебного заседания Большаковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 о взыскании налоговой задолженности,

установил:

ФИО1 состоит на учете в У. по АО и НАО в качестве налогоплательщика и в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги.

Налоговый орган обратился с иском, в котором указал, что в отношении ФИО1 У. России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление, налоговый орган) в соответствии с п. 1.2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации проведена камеральная налоговая проверка на основе имеющихся у налогового органа документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

Согласно сведениям, представленным в соответствии со ст.85 НК РФ ответчик реализовал объект недвижимого имущества, находящегося в собственности менее минимального предельного срока владения, установленного статьей 217.1 НК РФ:

По итогам проведенной камеральной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки от 26.09.2024 № 17-10/19495, вынесено решение от 19.12.2024 № 17-10/12798 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Срок представления декларации за 2023 год - 02.05.2024. В установленные сроки декларация ответчиком не представлена.

В силу ст. 228 НК РФ НДФЛ подлежит уплате в бюджет в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть Ответчик обязан был уплатить 55 714 руб. не позднее 15.07.2024.

Согласно данным единого налогового счета, сумма налога в размере 55 714 рублей в бюджет не поступила. На сумму совокупной обязанности начислены пени.

Ответчику было направлено требование об уплате задолженности от 18.02.2025 № 10699.

До настоящего времени требование в добровольном порядке не исполнено, отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено.

Представитель истца, ответчик и его законный представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Исследовав письменные материалы дела, в том числе дополнительно представленные, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п.1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п.2).

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ч.2, ч.3 ст.217.1 НК РФ, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

- право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

- недвижимое имущество, находящееся в собственности налогоплательщика, получено им от личного фонда в соответствии с утвержденными учредителем личного фонда условиями управления или при распределении оставшегося после ликвидации такого личного фонда имущества;

- право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;

- право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением;

- в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее в настоящем подпункте - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).

При этом в целях настоящего подпункта не учитывается жилое помещение (доля в праве собственности на жилое помещение), приобретенное (приобретенная) в собственность налогоплательщика и (или) его супруга (супруги) в течение 90 календарных дней до даты государственной регистрации перехода права собственности на проданное жилое помещение (проданную долю в праве собственности на жилое помещение) от налогоплательщика к покупателю.

При соблюдении установленных настоящим подпунктом условий в отношении жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) положения настоящего пункта распространяются на земельный участок, на котором расположено такое жилое помещение (долю в праве собственности на земельный участок, связанную с долей в праве собственности на такое жилое помещение), и расположенные на указанном земельном участке хозяйственные строения и (или) сооружения.

В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Согласно сведениям, представленным в соответствии со ст.85 НК РФ ответчик - реализовал объект недвижимого имущества, находящегося в собственности менее минимального предельного срока владения, установленного статьей 217.1 НК РФ.

В случаях, предусмотренных НК РФ, при определении размера налоговых баз

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 229 НК РФ, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ) (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 НК РФ.

В силу ст. 228 НК РФ НДФЛ подлежит уплате в бюджет в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 263-ФЗ), вступившим в силу 01.01.2023, введен институт единого налогового счета, в рамках которого для каждого налогоплательщика консолидируются в единое сальдо расчетов с бюджетом все подлежащие уплате налоги с использованием единого налогового платежа.Задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - задолженность) - общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

В силу ст. 11 НК РФ под совокупной обязанностью понимается - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 11.3 НК РФ отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Единым налоговым платежом (ЕНП) признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 75 НК РФ в случае увеличения совокупной обязанности отражение на едином налоговом счете начисления пеней на сумму недоимки осуществляется с даты учета увеличения соответствующей обязанности в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 НК РФ.

В соответствии ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Полномочия налогового органа, направившего требование об уплате налога и пени, на обращение в суд с заявлением о взыскании налога и пеней за счет имущества физического лица предусмотрены п. 9 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах», п. 14 ст. 31, ст. 48 НК РФ.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ответчик - реализовал объект недвижимого имущества, находящегося в собственности менее минимального предельного срока владения, установленного статьей 217.1 НК РФ. Адрес объекта: 163065, Архангельская область, г. Архангельск, ..., кадастровый <№>, дата постановки на учет 02.03.2023, дата снятия с учета 26.06.2023, цена сделки 571 428 руб. 57 коп.

При определении налоговой базы по доходу от продажи данного объекта на основании подпункта 1 пункта 1 и подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ применен налоговый вычет в размере не превышающем в целом 142 857 руб. 14 коп. (1 000 000*1/7).

Сумма НДФЛ к уплате по доходам, полученным налогоплательщиком в 2023 году от продажи объекта недвижимости составляет 55 714 руб. (571 428.57-142 857.14)* 13%).

Декларация за 2023 год в срок до 02.05.2024 ответчиком не представлена.

В силу ст. 228 НК РФ НДФЛ подлежит уплате в бюджет в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть ответчик обязан был уплатить 55 714 руб. не позднее 15.07.2024 г.

Согласно данным единого налогового счета, сумма налога в размере 55 714 рублей в бюджет не поступила.

В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате налогов в соответствие со ст. 75 НК РФ начислены пени на сумму совокупной обязанности (вошла взыскиваемая задолженность по НДФЛ) в размере 15 542 руб. 22 коп., за период с 16.07.2024 по 13.07.2025.

Ответчику в порядке ст. 45, 69, 70 НК РФ 18.02.2025 было направлено требование об уплате задолженности № 10699, в котором установлен срок уплаты до 21 апреля 2025 года, что подтверждается списками корреспонденции со штемпелем почтового отделения об отправке.

До настоящего времени требование в добровольном порядке не исполнено, отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено.

В силу ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Налоговый орган 28.07.2025 обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 задолженности по налоговым обязательствам в общем размере 69 256 руб. 22 коп., а именно: НДФЛ за 2023 г. в размере 55 714 руб. 00 коп.; пени начисленные на сумму совокупной обязанности за период с 16.07.2024 по 13.07.2025 в размере 13 542 руб. 22 коп.

Мировым судьей судебного участка № 3 Ломоносовского судебного района г. Архангельска 04.08.2025 выдан судебный приказ № 2а-2438/2025 о взыскании с ответчика задолженности.

Ответчиком были представлены возражения на вынесенный судебный приказ, определением мирового судьи судебного участка № 3 Ломоносовского судебного района г. Архангельска от 19.08.2025 судебный приказ № 2а-2438/2025 отменен.

Определение об отмене судебного приказа вынесено 19.08.2025, таким образом, налоговый орган может обратиться в суд с административным исковым заявлением не позднее 19.02.2026.

Истец в установленный законом срок обратился с заявлением о взыскании с ответчика задолженности.

На основании изложенного налоговая задолженность подлежит взысканию с административного ответчика, а заявленные административные исковые требования – удовлетворению.

В силу ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4000 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 о взыскании налоговой задолженности удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 задолженность по налоговым обязательствам 69 256 руб. 22 коп.

Взыскать с ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей 00 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.Э.Пяттоева