Дело № 2а-476/2022

91RS0020-01-2021-000630-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2022 года Советский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Дмитриева Т.М.,

при секретаре – Аппазове М.Э.,

с участием:

представителя административного истца – ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Советский Советского района Республики Крым административное дело по административному иску Крымской таможни к ФИО2 о взыскании таможенных платежей и пени,

установил:

Начальник Крымской таможни обратился в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании таможенных платежей и пени. Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ гражданкой Украины ФИО2 было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство- автомобиль марки «ЗАЗ 110557» 2006 года выпуска. Срок временного ввоза автомобиля установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок автомобиль ФИО2 не вывезен. При этом административный ответчик в таможенные органы для осуществления таможенного декларирования с целью выпуска в свободное обращение либо с целью обратного вывоза или помещения под иные таможенные процедуры транспортного средства ФИО2 не обращалась, причитающийся таможенные платежи в связи с нахождением транспортного средства сверх установленных сроков не оплачивала. ДД.ММ.ГГГГ Крымской таможней административному ответчику было направлено уведомление о неоплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов в связи с не вывозом за пределы таможенной территории ЕАЭС. Уведомление было возвращено без вручения в связи с истечением срока хранения. При указанных выше обстоятельствах административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Представитель административного истца ФИО1 – в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном иске, кроме того, просила восстановить пропущенный срок на обращение в суд.

Административный ответчик – ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ с учетом мнения представителя административного истца, считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие административного ответчика, при этом суд исходит из того, что его участие в судебном заседании не является обязательным и не признано обязательным.

Исследовав материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного истца, суд установил следующие фактические обстоятельства и соответствующие им правоотношения.

Судом установлено, что ФИО2 являясь гражданкой Украины, ДД.ММ.ГГГГ ввезла на таможенную территорию Евразийского экономического союза в зоне деятельности Джанкойского таможенного поста Крымской таможни Федеральной таможенной службы автомобиль марки «№», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №, с регистрационным номером №, с оформлением временного ввоза и сроком обратного вывоза до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается пассажирской таможенной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ №/№ (л.д.35-36).

На момент истцом транспортного средства на территорию Российской Федерации, порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском был определен Таможенным Кодексом Таможенного союза и Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение).

Согласно п. 2 ст.358 "Таможенного кодекса Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от ДД.ММ.ГГГГ N 17) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

С ДД.ММ.ГГГГ правоотношения по вывозу декларантом транспортного средства регулируются нормами ст. 264 Таможенного Кодекса ЕАЭС, пунктом 1 которого также установлено, что допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Согласно п. 5 ст. 264 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории ЕАЭС, выпуска в свободное обращение или в иных целях, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров ЕАЭС, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусматривающие признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании факта их уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

В соответствии с подп. 3 п. 6 ст. 268 ТК ЕАЭС в случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС по истечении установленного срока в связи с невывозом его с таможенной территории ЕАЭС наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

По результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования ФИО2

и.о. начальника Джанкойского таможенного поста Крымской таможни было принято решение №/ТСЛП/0003, которым установлен факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, влекущий наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов у гражданина Украины ФИО2 (л.д.32-34).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в размере 263369 рублей 11 копеек (л.д.17-24; 30-31).

Согласно представленному истцом уточненному расчету пени, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ её размер составил 134096 рублей 56 копеек (л.д.7-8).

Судом установлено, что административный истец обращался к мировому судье судебного участка № Советского судебного района (Советский муниципальный район) Республики Крым с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций. В выдаче судебного приказа было отказано в связи с истечением срока на судебное взыскание по указанному требованию, о чем было вынесено мотивированное определение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.138-144).

Разрешая заявленные исковые требования и ходатайство представителя административного истца о восстановлении срока на обращение в суд с настоящим административным иском, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Частью 6 ст. 73 ТК ЕАЭС установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, принимает меры по взысканию специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 77 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, пунктом 1 ч. 4 ст. 68 ТК ЕАЭС установлено, что меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в случаях, если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.

В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации», меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

В силу подпунктов 1 и 9 статьи 136 ТК ЕАЭС, в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента регистрации декларации на товары и подлежит исполнению до выпуска товаров, если иной срок не установлен в соответствии с Кодексом.

Таким образом, уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей может быть направлено, а меры по взысканию могут быть приняты только лишь в пределах трех лет:со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления события (наступления обстоятельств), влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.

При этом установленный пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

В настоящем случае декларация на транспортное средство была зарегистрирована таможенным органом ДД.ММ.ГГГГ, срок временного ввоза транспортного средства установлен – до ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате таможенных платежей выставлено таможенным органом с нарушением трехлетнего срока, п. 1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона № 289-ФЗ на момент обращения таможенного органа в суд с настоящим исковым заявлением.

Учитывая, что истцом пропущен срок на обращение в суд с требованиями о взыскании с ФИО2 таможенных платежей и пени, оснований для восстановления такого срока не имеется, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.ст. 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

в удовлетворении искового заявления Крымской таможни к ФИО2 о взыскании таможенных платежей и пени – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалованное решение не отменено.

Судья: Т.М. Дмитриев