Дело № 2а-1942/2022

УИД 36RS0001-01-2022-002050-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2022 года г. Воронеж

Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Кривотулова И.С.

при ведении протокола секретарем Бухтояровой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 55095 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 года по 14.12.2020 года в размере 101 рубль 47 копеек, пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 19.11.2019 года по 26.04.2020 года в размере 1844 рубля 06 копеек, а всего 57041 рубль 08 копеек.

Свои исковые требования мотивирует тем, что ФИО1 в 2016 и 2019 годах на праве собственности принадлежали транспортные средства, подробный перечень которых приведен в иске и которые являются объектами налогообложения транспортным налогом. В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик сумму налога, инспекцией на сумму недоимки в порядке положений ст. 75 НК РФ исчислена сума пени в заявленном в иске размере. Направленные в адрес ответчика налоговые требования об уплате сумм налога и пени оставлены налогоплательщиком без удовлетворения, потому налоговый орган обратился в суд с настоящим иском (л.д. 3-4).

В судебное заседании до объявленного перерыва ФИО1 выразил несогласие с обязанностью по уплате налога, поскольку транспортные средства использовались фактически не им, а другими лицами, которым были переданы по доверенностям и возможно проданы. Не смог пояснить, о каких-именно транспортных средствах идет речь, мотивируя это их значительным количеством, а также отсутствием доказательств их реализации. После перерыва в судебное заседание ответчик не явился, каких-либо письменных возражений, доказательств, подтверждающих наличие оснований для освобождения от обязанности по уплате налога и пени, либо оснований к отказу в иске, суду не представил.

От представителя административного истца поступили пояснения в части наличия ошибки в указании периода начисления пени за 2016 год в просительной части иска, а также о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Изучив материалы административного дела, заслушав ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.3 ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 Налогового кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с Законом Воронежской области № 80-ОЗ от 27.12.2002 года «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства.

Указанным законом установлены налоговые ставки для исчисления подлежащего уплате транспортного налога (статья 2 Закона Воронежской области №80-ОЗ от 27.12.2002 года), в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы).

Из содержания иска видно, что ответчику в 2016 и 2019 годах принадлежали транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения транспортным налогом.

Так в 2016 году ФИО1 принадлежали следующие транспортные средства:

- ГАЗ 27057, налоговая база 107, налоговая ставка 40, число месяцев 8/12, сумма налога 2 827.00 руб.;

- ОПЕЛЬ АСТРА, налоговая база 116, налоговая ставка 30, число месяцев 10/12, сумма налога 2 900.00 руб.;

- ГАЗ 2705, налоговая база 92, налоговая ставка 25, число месяцев 12/12, сумма налога 2 300.00 руб.;

- МИТСУБИСИ ЛАНЦЕР, налоговая база 69, налоговая ставка 20, число месяцев 12/12, размер налоговых льгот 1 380.00 руб.;

- ГАЗ 27057, налоговая база 106, налоговая ставка 40, число месяцев 12/12, сумма налога 4 240.00 руб.;

- ОПЕЛЬ SINTRA 2.2 16V GLS, налоговая база 141, налоговая ставка 30, число месяцев 12/12, сумма налога 4 230.00 руб.;

- БМВ Х5, налоговая база 218, налоговая ставка 75, число месяцев 12/12, сумма налога 16 350.00 руб.;

- ПЕЖО BOXER, налоговая база 120, налоговая ставка 40, число месяцев 12/12, сумма налога 4 800.00 руб.;

- ФОЛЬКСВАГЕН ГОЛЬФ, налоговая база 75, налоговая ставка 20, число месяцев 12/12, размер налоговых льгот 1 500.00 руб.;

- ОПЕЛЬ ВЕКТРА, налоговая база 75, налоговая ставка 20, число месяцев 12/12, сумма налога 1 500.00 руб.;

- НИССАН МУРАНО SE, налоговая база 245, налоговая ставка 75, число месяцев 12/12, сумма налога 18 375.00 руб.

Общая сумма налога, подлежащая уплате за 2016 год, составила 56022 рубля.

Кроме того в 2019 году ФИО1 принадлежали следующие транспортные средства:

- ГАЗ 2705, налоговая база 92, налоговая ставка 25, число месяцев 12/12, сумма налога 2 300.00 руб.;

- ГАЗ 27057, налоговая база 106, налоговая ставка 40, число месяцев 12/12, сумма налога 4 240.00 руб.;

- ОПЕЛЬ SINTRA 2.2 16V GLS, налоговая база 141, налоговая ставка 30, число месяцев 12/12, сумма налога 4 230.00 руб.;

- БМВ Х5, налоговая база 218, налоговая ставка 75, число месяцев 12/12, сумма налога 16 350.00 руб.;

- ПЕЖО BOXER, налоговая база 120, налоговая ставка 40, число месяцев 12/12, сумма налога 4 800.00 руб.;

- НИССАН МУРАНО SE, налоговая база 245, налоговая ставка 75, число месяцев 12/12, сумма налога 18 375.00 руб.

Общая сумма налога, подлежащая уплате за 2019 год, составила 55095 рублей.

Поскольку в 2016 году налог не был своевременно уплачен в сумме 56022 рубля, налоговым органом произведен расчет пени, с учетом письменных пояснений за период с 19.11.2019 года по 26.04.2020 года.

Пени начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (из содержания подпунктов 3 и 4 статьи 75 НК РФ).

Расчет пени произведен от суммы неустойки, учитывает период просрочки, а также произведен исходя из ставки Центрального Банка Российской Федерации.

Приведенный в иске расчет имеет арифметическую ошибку в итоговой сумме пени за период с 19.11.2019 года по 15.12.2019 года, потому суд считает необходимым привести верный расчет пени, с учетом суммы недоимки по налогу за 2016 года.

Так за период с 19.11.2019 года по 15.12.2019 года (число дней просрочки 27), ставка ЦБ РФ составляла 6,5%, размер неустойки в виде 1/300 ставки рефинансирования от суммы неуплаченного транспортного налога составил 327,73 рублей (6,5 / 300 = 0,02166; 56022 x 0,02166 х 27 = 327,73).

За период с 16.12.2019 года по 09.02.2020 года (число дней просрочки 56), ставка ЦБ РФ составляла 6,25%, размер неустойки в виде 1/300 ставки рефинансирования от суммы неуплаченного транспортного налога составил 327,73 рублей (6,5 / 300 = 0,02083; 56022 x 0,02083 х 56 = 653,59).

За период с 10.02.2020 года по 26.04.2020 года (число дней просрочки 77), ставка ЦБ РФ составляла 6 %, размер неустойки в виде 1/300 ставки рефинансирования от суммы неуплаченного транспортного налога составил 862,74 рублей (6 / 300 = 0,02; 56022 x 0,02 х 77 = 862,74).

Общая сумма неустойки за 2016 год составит 1844,61 рубль (327,73 + 653,59 + 862,74).

Расчет неустойки по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 года по 14.12.2020 года (всего 13 дней просрочки) от суммы недоимки в размере 55095 рублей верно приведен в иске, размер неустойки составляет 101,47 рубль.

Порядок начисления, процентная ставка, а также размер пени, период ее начисления, сумма недоимки по налогу в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не оспорены, соответствуют положениям статьи 75 НК РФ, судом проверены и признаны арифметически верными, с учетом произведенного перерасчета.Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления, а затем требования об уплате налога № 55593 по состоянию на 19.07.2020 года, сроком исполнения до 18.11.2020 года, № 40708 по состоянию на 15.12.2020 года, сроком исполнения до 15.01.2021 года которые не были своевременно исполнены налогоплательщиком. Направление и получение требований подтверждает распечатка из личного кабинета налогоплательщика (л.д. 12-22).

Исходя из положений п. 4 ст. 52 НК РФ, а также п. 6 ст. 69 НК РФ, нормы действующего налогового законодательства не возлагают на налоговый орган обязанности подтверждения получения налогоплательщиком налогового уведомления и налогового требования, налоговый орган обязан подтвердить направление налогового требования. Направление требований подтверждается распечаткой из программы налогового органа о направлении требования с почтовым идентификатором (л.д. 20, 23)

В соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Одновременно по смыслу ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п.п. 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.

В пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, нормами налогового законодательства установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (содержание ст. 69 НК РФ).

В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога ответчиком в установленный срок по самому раннему требованию (до 18.11.2020 года) уплачены не были, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 в Железнодорожном судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу. Мировым судьей 14.01.2022 г. вынесено определение об отмене судебного приказа от 14.05.2021 года, в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.

Из материалов административного дела следует, что с иском к должнику налоговая инспекция обратилась 18.06.2022 года, то есть в рамках установленного для этого законом шестимесячного срока после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

В целях проверки доводов ответчика об отсутствии за ним зарегистрированных транспортных средствах в заявленные в иске налоговые периоды, судом направлен запрос в органы ГИБДД о зарегистрированных за ответчиком транспортных средствах.

Из полученного на судебный запрос ответа, согласно учетным данным ФИС ГИБДД-М по состоянию на 14.09.2022 года, на имя ФИО1 зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения, приведенные в иске в 2016 и 2019 годах (регистрация осуществлена в различные периоды, в том числе до 2016 и 2019 года, однако сведений о снятии транспортных средств с учета до указанных налоговых периодов не имеется) – л.д. 56-67.

Таким образом, у ФИО1 имеется обязанность по уплате транспортного налога и пени.

Доводы ответчика о передаче транспортных средств по доверенностям другим лицам не освобождают его от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в понимании норм налогового законодательства, в частности положений статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Каких-либо доказательств реализации указанных средств до 2016 и 2019 года, перерегистрации их на другого владельца, материалы административного дела не содержат и ответчиком не представлено.

В соответствии с ч. ст. 89 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания налогов, обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Принимая во внимание, что каких-либо мотивированных, подтвержденных доказательствами возражений относительно расчета налога и пени, порядка их исчисления, ответчиком не приведены и доказательств, опровергающих основания иска в части наличия обязанности по уплате налога, наличии объектов налогообложения в заявленные в иске налоговые периоды, полного или частичного погашения задолженности суду ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, которые подлежат удовлетворению.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 1911,23 рублей.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств суду не предоставлено, и в соответствии с требованиями ст.176 КАС РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 114, 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

взыскать с ФИО1 № .....) в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 55095 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 года по 14.12.2020 года в размере 101 рубль 47 копеек, пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 19.11.2019 года по 26.04.2020 года в размере 1844 рубля 06 копеек, а всего 57041 (пятьдесят семь тысяч сорок один) рубль 08 копеек.

Взыскать с ФИО1 (№ .....) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1911 рублей 23 копейки.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий судья И.С. Кривотулов

Решение в окончательной форме изготовлено 26.09.2022 года.