Дело (УИД) №

Производство № 2а-1507/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р.Ф.

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<адрес> городской суд <адрес> в составе: судьи Сандровского В.Л.,

при помощнике судьи Комаровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес>к ФИО1 о взыскании задолженности,

установил:

административный истец обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал на то, что налогоплательщиком в дар были получены: квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. По результатам камеральной проверки налоговым органом было установлено, что налогоплательщиком не был уплачен налог в размере 13 % от полученного в дар имущества. В связи с неуплатой налога на доходы физических лиц, административному ответчику были начислены пеня и штраф. В нарушении пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщиком не была предоставлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в связи с дарением недвижимого объекта. В связи с чем, административному ответчику был начислен штраф. Просит суд взыскать с ФИО1 (ИНН №) недоимку по НДФЛ за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ год в размере 693253 рубля, пеню в размере 31958 рублей 96 копеек, штраф в размере 4332 рубля 85 копеек, а также штраф за не предоставление налоговой декларации в размере 3249 рублей 63 копеек.

Представители административного истца ФИО2 и ФИО3 в судебных заседаниях, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали.

Административный ответчик ФИО1 в судебных заседаниях, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, возражал против заявленного административного иска, ссылаясь на то что налоговым органом неверно вменён налог подлежащий уплате, ввиду того что в дар им был получен лишь один объект недвижимости.

После отложения судебного заседания стороны в него не явились, были извещены своевременно и надлежащих образом о времени и месте судебного заседания, об отложении разбирательства дела не просили.

В соответствии со ст. 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает участников административного судопроизводства извещёнными о времени и месте проведения судебного заседания и возможным рассмотреть и разрешить административное дело в отсутствии участников административного судопроизводства.

Выслушав ранее полученные объяснения сторон, проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4).

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Из материалов дела усматривается, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заверенного нотариусом Белогорского нотариального округа <адрес> ФИО4, ФИО5, девствующая от имени ФИО6, передала в дар ФИО1 квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., кадастровой стоимостью 2659587 рублей.

Из доверенности от ДД.ММ.ГГГГ серии № следует, что ФИО6 уполномочила ФИО5 подарить ФИО1 квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.

Других документов о дарении иных объектов недвижимости, а именно: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, – материалы дела не содержат. Данные доводы административного истца не нашли своего подтверждения ни в выписках ЕГРН, ни в регистрационных делах на объекты недвижимости, ни в договоре дарения.

Согласно ст. 400 НК РФ плательщиками налогов на имущество физических лиц налог на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 данного Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 данного Кодекса.

При дарении одаряемый получает экономическую выгоду в виде полученного в дар имущества или имущественного права либо в виде освобождения его от имущественной обязанности.

Доход в виде указанной экономической выгоды подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке, за исключением случаев, установленных п. 18.1 ст. 217 НК РФ.

На основании п. 18.1 ст. 217 НК РФ доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Из актовой записи о рождении ФИО6 не усматривается, что ФИО1 приходится дарителю членом семьи или близким родственником. Таким образом, ФИО1 при получении в дар квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, кадастровой стоимостью 2659587 рублей, должен был уплатить НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в размере 345746 рублей 31 копейка (2659587*13%).

В связи с неуплатой налога, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 31958 рублей 96 копеек. Однако, судом установлено, что поскольку административным истцом ошибочно начислялся НДФЛ исходя из кадастровой стоимости трёх объектов недвижимости, то сумма пени НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 15938 рублей 90 копеек.

Согласно ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 данного Кодекса, влечёт взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Таким образом, административный ответчик был привлечён к налоговой ответственности за неуплату НДФЛ в виде взыскания штрафа в сумме 138651 рубль, из расчёта НДФЛ в размере 693253 рубля * 20%, который впоследствии был снижен в соответствии со ст. 112 НК РФ в 32 раза.

Поскольку судом установлено, что подлежащий взысканию НДФЛ составляет 345746 рублей 31 копейку, то штраф, подлежащий к уплате, составит 2160 рублей 91 копейка (345746,31*20%=69149,26/32).

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма № 3-НДФЛ) (не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 НК РФ.

Таким образом, налоговая декларации по налогу на доходы физических лиц за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ должна была быть предоставлена в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта влечёт взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Из камеральной проверки следует, что административный ответчик нарушил срок представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2020 года, то есть совершил налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 119 НК РФ, что также отражено в акте налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ №.

Сумма штрафа за непредставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2020 год была назначена в размере 103988 рублей, которая была снижена в 32 раза и составила 3249 рублей 63 копейки. Поскольку, как и ранее указывалось, сумма штрафа была начислена и рассчитана исходя НДФЛ из трёх объектов недвижимости, то сумма штрафа составляет 1620 рублей 69 копеек (5%*345746,31 * 3)=51862/32).

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, ст. 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления в суд общей юрисдикции, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Анализ взаимосвязанных положений п. 1-3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счёт имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

Поскольку по истечении установленного законодательством срока уплаты НДФЛ за №, сумма налога и пени, штрафа, а также штрафа за не предоставление декларации не были уплачены ФИО1 в бюджет, то налоговым органом, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что требования налогоплательщиком не были исполнены в установленный законодательством о налогах и сборах срок, МИФНС № по <адрес>, в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в <адрес> городской суд <адрес> с настоящим административным иском.

Таким образом, административным истцом не был пропущен срок на обращение с данным заявлением.

Представленный административным истцом расчёт суд находит неверным, так как последний исходил из расчёта трёх объектов недвижимости, что в судебном заседании и материалах дела не нашло своего подтверждение.

Учитывая вышеизложенное, подлежат взысканию следующие суммы: недоимка по налогу на доходы физических лиц в размере 345746 рублей 31 копейка; пеня в размере 15938 рублей 90 копеек; штраф в размере 2160 рублей 91 копейка; штраф за не предоставление декларации в размере 1620 рублей 69 копеек.

При подаче административного иска административный истец освобождался от уплаты госпошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и госпошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

Исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

На основании изложенного с административного ответчика следует взыскать госпошлину в доход местного бюджета в размере 6854 рубля 69 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес>к ФИО1 о взыскании задолженности – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> недоимку налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2020 года в размере 345746 рублей 31 копейку, пени в размере 15938 рублей 90 копеек, штраф в размере 2160 рублей 91 копейки,штрафза не предоставление налоговой декларации в размере 1620 рублей 69 копеек.

Взыскать с ФИО1 (ИНН №) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6854 рубля 69 копеек.

В остальной части административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.Л. Сандровский

Решение в окончательной форме принято – ДД.ММ.ГГГГ.