УИД 22RS0051-01-2025-001026-23
Дело №2а-705/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Тальменка Тальменского района 14.11.2025 года
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи: Барышникова Е.Н.,
при секретаре: Трониной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России №16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2021 год в размере № рублей, по налогу на имущество за 2021 год в размере № рублей, по земельному налогу за 2021 год в размере № рублей. Всего просит взыскать № рублей. В качестве основания административного иска указаны обстоятельства, связанные с принадлежностью транспортных средств, объектов недвижимого имущества, неуплату в установленные сроки налогов, неисполнение соответствующих требований налогового органа.
В судебное заседание представители административного истца - МИФНС России №16 по Алтайскому краю не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
ФИО1 в судебном заседании не оспаривал правильность начисления налогов, вместе с тем четкую правовую позицию по административному иску не сформулировал.
Выслушав ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации (пункты 1 - 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (абз. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ) сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. При этом налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ст. 363 НК РФ).
Законом Алтайского края от 10.10.2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, а также установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя.
В силу части 2 ст. 2 закона Алтайского края от 10.10.2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельного налога признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 396, пункты 1, 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В силу пункта 1 статьи 399 Налогового кодека Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу статьи 400 Налогового кодека Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога на имущество физических лиц устанавливается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
Согласно пунктам 1-2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпункт 1 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Помимо этого обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности возможно не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей (подпункт 2 пункта 3 той же статьи).
Как следует из материалов административного дела, в 2021 году административный ответчик владел следующими транспортными средствами:
легковым автомобилем марки «Мицубиси Аутлэндэр» с государственным регистрационным знаком № и мощностью двигателя 220 л.с. (12 месяцев владения);
легковым автомобилем марки «Инфинити FX 37» с государственным регистрационным знаком № и мощностью двигателя 333 л.с. (12 месяцев владения).
Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела сведениями из базы данных ФИС ГИБДД-М по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Размер транспортного налога составит:
220*60=13200 рублей;
333*120=39960 рублей, итого: № рублей.
Далее, в 2021 году административному ответчику принадлежали на праве собственности квартира площадью 147,5 кв.м. с кадастровым номером № и земельный участок (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства) с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>1. Кадастровая стоимость квартиры и земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла № рубля и № рублей соответственно. Изложенные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, о переходе прав и кадастровой стоимости объектов недвижимости. Инвентаризационная стоимость квартиры по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – № рубля.
Налоговым органом применительно к указанным налоговым периодам исчислены налог на имущество физических лиц и земельный налог с применением соответствующей налоговой базы и верных ставок (в соответствии с решением Совета депутатов Озёрского сельсовета Тальменского района Алтайского края от 12.11.2019 года №79 (с последующими изменениями и дополнениями) «О введении земельного налога на территории Озёрского сельсовета Тальменского района Алтайского края», решением Совета депутатов Озёрского сельсовета Тальменского района Алтайского края от 04.07.2019 года №67 (с последующими изменениями и дополнениями) «О налоге на имущество физических лиц на территории Озёрского сельсовета <адрес>»).
Так, размер земельного налога составит: № рублей.
Размер налога на имущество определяется с учетом требований статей 403, 408 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 408 НК РФ сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;
Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период, в котором в отношении такого объекта налогообложения применялся порядок определения налоговой базы исходя из его инвентаризационной стоимости;
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.
Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится в соответствии с настоящей статьей без учета положений настоящего пункта.
С учетом изложенного правового регулирования:
размер налога исходя из инвентаризационной стоимости за последний период исчисления налога в данном формате (2019 год) составит: 326617,49*1,518 (коэффициент-дефлятор в 2019 году):100*0,3=1487 рублей;
налоговая база для расчета налога за 2021 год составит: 1751801,45 - (1751801,45*20 кв.м.:147,5 кв.м.)=1514269 рублей; размер налога исходя из этой базы составит: 1514269:100*0,1=1514 рублей;
размер налога за 2021 год составит: (1514-1487)*0,4+1487=1498 рублей.
В целом, размеры транспортного, земельного налогов, налога на имущество определены верно.
В адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах» предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличены на 6 месяцев) со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Отправка подтверждается скриншотом личного кабинета налогоплательщика, сведениями из АИС Налог-3, списком отправки заказных писем №. Первичная регистрация в сервисе ЛК произведена 28.05.202018 года, от пользования ЛК административный ответчик не отказывался, имеется лишь его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о смене пароля. Отправка требования заказным письмом при регистрации ответчика в ЛК не свидетельствует о ненадлежащем способе направления документа налоговым органом, поскольку уведомление ФИО1 об отказе получения документов на бумажном носителе поступило в ЛК ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд отмечает, что административным ответчиком не оспаривалось получение налогового уведомления и требования налогового органа.
Заявление о вынесении судебного приказа поступило на судебный участок ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ, вследствие поступивших возражений судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ, административный иск направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ (о чем свидетельствует оттиск штемпеля на конверте). Как следствие, требования статьи 48 НК РФ соблюдены.
По состоянию на день рассмотрения административного дела задолженность актуальна. Доводы административного истца об оплате задолженности по налогам путем внесения денежных средств в ОСП по <адрес> не свидетельствуют об обратном. Исполнительное производство №-ИП, возбужденное на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, прекращено ДД.ММ.ГГГГ, взыскания по нему не производились. Поступившие в ОСП по <адрес> от административного истца денежные средства направлены в погашение задолженности по иным исполнительным производствам. В частности, в связи с фактическим исполнением требований окончено исполнительное производство №-ИП с предметом исполнения по взысканию задолженности на сумму 551820,84 рубля (последний платеж в формате ЕНП в размере 451149.64 рубля поступил ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ №).
В целом, административный иск подлежит удовлетворению.
Поскольку судом удовлетворяются исковые требования о взыскании недоимки в размере 55166 рублей, постольку с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ).
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (ИНН №), зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес> налоговой службы № по <адрес> недоимку по транспортному налогу за 2021 год в размере 53160 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 1498 рублей, по земельному налогу за 2021 год в размере 508 рублей, всего взыскать 55166 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования Тальменский район Алтайского края государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Н. Барышников
Решение в окончательной форме изготовлено 18.11.2025 года.