Дело № 2а-588/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2022 года с. Миасское

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С.,

при секретаре Стариковой А.А.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области к ФИО1 ФИО5 о взыскании задолженности по налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 10 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности за 2016 год по транспортному налогу в размере 393 рубля, пени в размере 57 рублей 75 копеек.

Представитель административного истца о времени, и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Административный ответчик в судебном заседании с иском не согласился, указал, что автомобиль он продал в 1996 году.

Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком.

На основании ст.ст. 356, 357 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч. 3 ст. 363 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1, имеющий ИНН №, согласно налоговому уведомлению №20202818 от 24 августа 2017 года, являлся плательщиком транспортного налога, был обязан уплатить транспортный налог за 2016 год в размере 393 рубля в отношении следующего имущества: ЗАЗ 1102, государственный регистрационный знак Е6275ЧД в срок до 01 декабря 2017 года (л.д. 10).

Требованием №43276 от 02 марта 2018 года ФИО1 уведомлен о наличии задолженности по транспортному налогу в размере 393 рубля, пени в размере 9 рублей 19 копеек и необходимости погашения образовавшейся задолженности в срок до 14 сентября 2018 года (л.д. 5, 7). Требованием №82971 от 09 июля 2019 года налогоплательщику предложено в срок до 01 ноября 2019 года погасить задолженность по пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 48 рублей 56 копейка (л.д. 6, 8, 9).

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени в общем размере 511 рублей 09 копеек, Межрайонная ИФНС №10 по Челябинской области обратилась 07 февраля 2022 года. Однако по заявлению должника мировым судьей судебного участка №1 Красноармейского района Челябинской области 22 февраля 2022 года судебный приказ был отменен.

Таким образом, учитывая, что требование о взыскании испрашиваемой задолженности предъявлено мировому судье в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока для исполнения данной обязанности налогоплательщиком (14 сентября 2018 года, заявление о вынесении судебного приказа от 07 февраля 2022 года), принимая во внимание обращение с настоящим иском в течение шестимесячного срока (11 мая 2022 года) со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа (22 февраля 2022 года), суд приходит к выводу, что срок на принудительное взыскание с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 393 рубля, пени за период с 02 декабря 2017 по 01 марта 2018 года в размере 9 рублей 19 копеек, за период с 02 марта 2018 по 08 июля 2019 года в размере 48 рублей 56 копеек, не пропущен, следовательно, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Размер пени определен судом на основании представленного налоговым органом расчета, проверен судом, признан правильным, ответчиком контррасчет не представлен.

Довод административного ответчика о том, что транспортное средство ЗАЗ 1102, государственный регистрационный знак Е6275ЧД было продано в 1996 году, основан на неправильном толковании норм права.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

На территории Челябинской области транспортный налог установлен и введен в действие Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-30 «О транспортном налоге».

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 362 НК РФ определено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

По смыслу приведенных выше правовых норм, федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 НК РФ связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такое правовое регулирование само по себе не может рассматриваться как нарушающее права налогоплательщика.

Налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе, по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике, о чем неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих определениях, в том числе, от 23 июня 2009 года № 835-О-О, от 24 апреля 2018 года № 1069-О.

Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом МВД РФ от 07 августа 2013 года № 605, предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца, при предъявлении им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем (п. 60.4).

Доказательств осуществления административным ответчиком действий, направленных на прекращение регистрации транспортного средства, после его продажи другому лицу, в суд представлено не было.

Таким образом, исходя из данных, представленных ОМВД России по Красноармейскому району Челябинской области, транспортное средство ЗАЗ 1102, государственный регистрационный знак Е6275ЧД, принадлежало ФИО1 в период с 04 мая 1994 по 26 мая 2022 года (снято с регистрационного учета по заявлению владельца) (л.д. 32, 40), вследствие чего оснований у МИФНС России № 10 по Челябинской области не начислять ему транспортный налог за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, не имелось.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей - государственная пошлина уплачивается в размере 4 процентов цены иска, но не менее 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 114, 175 - 180Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области с ФИО1 ФИО6, проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 393 рубля, пени в размере 57 рублей 75 копеек, всего 450 рублей 75 копеек.

Взыскать с ФИО1 ФИО7 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Председательствующий подпись О.С. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2022 года

Копия верна. Судья О.С. Бутакова