УИД 56RS0022-01-2025-000700-39

Дело № 2а-419/2025

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Новоорск 8 октября 2025 года

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Левченкова А.И.,

при секретаре судебного заседания Шабановой А.Ж.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Самарской Таможни к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора,

УСТАНОВИЛ:

Самарская таможня обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обосновании административного искового заявления указано, что за период с сентября 2022 года по ноябрь 2022 года ФИО2 на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан ввезено два транспортных средства <данные изъяты> 2022 г.в., <данные изъяты> 2022 г.в., после приобретения и ввоза транспортных средств была осуществлена подача письменных заявлений об уплате утилизационного сбора. Утилизационный сбор уплачен по ставкам, установленным для физических лиц, ввозящих транспортные средства для личного пользования. В ходе проверки Самарской таможней от органов ГИДД были получены сведения о совершении регистрационных действий в отношении вышеуказанных автомобилей, из чего сделан вывод о приобретении ФИО2 автомобилей не для личного пользования, а для продажи. В добровольном порядке установленный законом срок уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора ФИО2 не исполнено.

В связи с изложенным административный истец обратился в суд и просит взыскать с ФИО2 в пользу Самарской таможни сумму утилизационного сбора в размере 350 000 рублей и пени на ДД.ММ.ГГГГ на сумму 174 524,58 рублей; пени с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы уплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Представитель административного истца Самарской таможни ФИО1, чьи полномочия проверены судом, в судебном заседании иск поддержал, просил суд его удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что в сентябре 2022 года он приобрел для личного пользования и ввез из <данные изъяты> на территорию Российской Федерации автомобиль <данные изъяты>) 2022 г.в., ДД.ММ.ГГГГ им был уплачен утилизационный сбор в сумме 3400 рублей. Однако, в результате сильного ветра данный автомобиль был поврежден гаражными воротами, в связи с чем он продал его и в ноябре 2022 года приобрел и ввез из <данные изъяты> другой автомобиль <данные изъяты> 2022 г.в. также для личного пользования. ДД.ММ.ГГГГ им был уплачен утилизационный сбор в сумме 3400 рублей. Автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД, получен страховой полис и государственный регистрационный знак. В процессе эксплуатации автомобиля он пришел к выводу о том, что данный автомобиль его не устраивает по техническим причинам. Утверждает, что утилизационный сбор был рассчитан и уплачен им в соответствии с пунктом № постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Он в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован. А постановлением Правительства РФ № в указанное выше постановление внесены изменения ДД.ММ.ГГГГ и распространяется на транспортные средства ввезенные после ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно статье 57 Конституции РФ предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона об отходах за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ)

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.

По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).

Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.

Плательщиками утилизационного сбора в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах признаются, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Законом об отходах требуется уплата утилизационного сбора, в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора установлены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Правила).

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (п. 5 Правил).

Названными Правилами коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств определен в зависимости от объема двигателя и даты выпуска транспортного средства (новое или с даты выпуска которого прошло более трех лет), за исключением транспортных средств данной категории, ввозимых физическими лицами для личного пользования, для которых коэффициент установлен вне зависимости от объема двигателя, и для которых имеет значение только дата выпуска (0,17 - для новых и 0,26 - с даты выпуска которых прошло более трех лет).

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.

В соответствии с пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характера и количества товаров; частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

Пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ предусмотрено, что плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при заверщении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.

Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты установлен разделом 2 Правил.

Согласно пункту 15(1) раздела 2 Правил - в, случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, г не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Судом установлено, что ФИО2 на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан ввезено два транспортных средства <данные изъяты> 2022 г.в. Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается, поясняет, что транспортные средства ввезены для личного пользования.

С целью уплаты утилизационного сбора ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком на Орский таможенный пост подано заявление о принятии к уплате утилизационного сбора за транспортное средство <данные изъяты>) 2022 г.в..

С целью уплаты утилизационного сбора ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком на Орский таможенный пост подано заявление о принятии к уплате утилизационного сбора за транспортное средство <данные изъяты>) 2022 г.в.

Размер утилизационного сбора рассчитан по ставкам, установленным для физических лиц, ввозящих транспортные средства для личного пользования (категория транспортного средства М-1) и составил за каждое 3 400 руб. Согласно документам, представленным вместе с указанным заявлением, транспортные средства относятся к категории - М1. Таким образом, утилизационный сбор оплачен ФИО2 в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, исходя из расчета 3400 руб. за каждое транспортное средство (применение коэффициента 0,17 базовой ставки 20000) (базовая ставка 20 000 *0,17 = 3400). В отношении транспортных средств по заявлениям ФИО2 уплаченные денежные средства учтены таможенным органом в качестве утилизационного сбора, выданы таможенные приходные ордера.

Согласно документам на транспортные средства, представленные вместе с указанными заявлениями ФИО2 относится к категории - М1.

Расчет утилизационного сбора произведен как для транспортного средства категории М 1 в размере 3400 рублей: базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора - 20000,00 рублей х коэффициент суммы утилизационного сбора - 0,26, за каждый автомобиль.

Общая стоимость утилизационного сбора по 2 транспортным средствам составила 6800 руб.

Из содержания административного иска следует, что Самарской таможней проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении ФИО2 при уплате утилизационного сбора, на предмет правильности исчисления, и своевременности уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан транспортных средств.

В ходе проведенной проверки от органов ГИБДД получены сведения о совершении регистрационных действий в отношении ввезенных ФИО2 автомобилей:

В ходе проведения проверки через АПС «Электронные госуслуги» получены сведения о совершении регистрационных действий в отношении ввезенных ФИО2 автомобилей:

В отношении автомобиля марки <данные изъяты>) 2022 г.в. первичная регистрация в органах ГИБДД осуществлена на иного владельца в короткий промежуток времени. Автомобиль марки <данные изъяты>) 2022 г.в. изначально был зарегистрирован на ФИО2, а затем осуществлена замена владельца.

ФИО2 направлено письмо Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №, которое вручено ему ДД.ММ.ГГГГ, в установленный срок для дачи пояснений не явился, ответ не поступал..

Административным истцом направлены запросы для истребования документов о регистрации автомобилей, ввезенных административным ответчиком.

Согласно ответу, полученному от РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» транспортное средство <данные изъяты>) 2022 г.в., изначально зарегистрировано на территории РФ на ФИО2 (дата заявления о регистрации о ДД.ММ.ГГГГ). Данный автомобиль ФИО2 был приобретен в <данные изъяты> по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за 2 500 000 рублей. ФИО2 по договору купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ продал автомобиль К.Т.С, за 2 060 000 руб.

Согласно ответу, полученному от Управления ГИБДД МВД Росси по <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), транспортное средство <данные изъяты>) 2022 г.в. продано ФИО2 по договору купли-продажи автомобиля ДД.ММ.ГГГГ О.Р.М. за 2 300 000 рублей. ФИО2 данный автомобиль был приобретен на территории <данные изъяты> по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за 2 500 000 рублей. Далее О.Р.М. продал его Р.Р.А. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за 2 300 000 рублей. Р.Р.А. осуществил первичную регистрацию транспортного средства в органах ГИБДД РФ ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в ходе проведения проверки установлено, что ФИО2:

- заключил договор купли-продажи автомобиля <данные изъяты>) 2022. через 77 дней после того, как заключил договор купли-продажи в <данные изъяты>

- заключил договор купли-продажи на автомобиль <данные изъяты>) 2022 г.в. через 75 дней после того, как заключил договор купли-продажи в <данные изъяты>

В силу пункта 15 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление № о необходимости уплаты утилизационного сбора в полном объеме, которое в добровольном порядке в установленный законом срок исполнено не было.

Судом проверен порядок расчета утилизационного сбора, подлежащего уплате административным ответчиком при ввозе на территорию Российской Федерации из Казахстана транспортного средства <данные изъяты>

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" к категории М 1 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили (пункт 2. 1 Приложение N 1 к Техническом регламенту).

Ввезенное административным ответчиком на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан транспортное средство относится к категории М 1.

Коэффициент расчета утилизационного сбора зависит от категории и даты выпуска транспортного средства (новые транспортные средства, транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3-х лет).

Разделом I Перечня N 1291 установлено, что за транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M l в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории "5", базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20000,00 рублей.

При этом, пунктом 3 раздела I Перечня N 1291 установлены коэффициенты расчета утилизационного сбора для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя (коэффициент до 3-х лет - 0,17, после 3-х лет - 0,26), а также для транспортных средств с электродвигателями (коэффициент до 3-х лет - 1,63, после 3-х лет - 6,1).

Согласно расчету суммы утилизационного сбора в отношении спорного автомобиля административным ответчиком уплачен утилизационный сбор исходя из базовой ставки 20000,00 рублей и коэффициента, который применяется для автомобилей имеющих двигатель внутреннего сгорания 0,26, то есть в соответствии с пунктом 3 раздела I Перечня N 1291.

Вместе с тем, в разделе I Перечня (в редакции, действующей на момент ввоза автомобиля и уплаты утилизационного сбора) обособлены не только транспортные средства, ввозимые для личного пользования вне зависимости от объема двигателя, но и автомобили оснащенные двигателем с какой-либо величиной объема, тогда как в отношении любых электромобилей (за исключением гибридных) предусмотрен п. 1 раздела I Перечня N 1291 с коэффициентами в зависимости от срока с даты их выпуска, а именно установлен коэффициент до 3 лет - 1,63, после 3-х лет - 6,1.

Таким образом, расчет утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств не может быть осуществлен исходя из коэффициентов, установленных пунктом 3 раздела I Перечня, поскольку не имеют двигатель, обладающий характеристиками объема.

Как указано выше, в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление № о необходимости уплаты утилизационного сбора в полном объеме, которое в добровольном порядке в установленный законом срок исполнено не было.

В данном уведомлении со ссылками на нормы федерального законодательства отражено, что ФИО2 необходимо доплатить утилизационный сбор и пени в течении 20 календарных дней с даты получения уведомления.

Применительно к срокам выставления Самарской таможней требований о доплате утилизационного сбора следует отметить, что в силу положений статьи 14, пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС, таможенный орган имеет право проводить таможенный контроль, с применением одной из форм таможенного контроля, до истечения 3 лет со дня приобретение товарами статуса товаров Союза. Порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров регламентирован положениями статьи 326 ТК ЕАЭС.

Таким образом, учитывая указанные выше нормы права, суд приходит к выводу, что административный истец вправе осуществить проверку правильности исчисления размера утилизационного сбора, рассчитанного административным ответчиком самостоятельно по ставкам для физических лиц ввозящих транспортные средства для личного использования (категория ТС М1), после того, как таможенный орган принял и зачел данный утилизационный сбор, и соответственно, при обнаружении неверно рассчитанного размера утилизационного сбора, таможенный орган вправе выставить требование о его доплате.

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Доводы административного ответчика о том, что продажа транспортных средств произошла по причине того, что первый автомобиль был ударен воротами гаража, в второй ввиду того, что он не подошел ему (не понравился) по характеристикам и покупка автомобилей не связано с получением прибыли оцениваются судом критически.

Суд учитывает, что автомобиль <данные изъяты>) 2022 года выписка вообще не был зарегистрирован на ФИО2

При этом автомобиль <данные изъяты>) 2022 года выпуска был зарегистрирован за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, а изменение (смена) владельца была произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы ФИО2 о ввозе транспортных средств в целях личного использования, судом признаются несостоятельными, поскольку два автомобиля, ввезенные за короткий промежуток времени, не отвечают признакам товаров для личного пользования, учитывая их количество, однородную классификацию (ввезены два седана, одного класса), явно превышающее обычные потребности физического лица и членов семьи, а также фактические действия административного ответчика, который осуществлял их перепродажу через незначительный промежуток времени после их ввоза на территорию Российской Федерации, при этом один автомобиль не был зарегистрирован в установленном законом порядке.

Указанные обстоятельства с очевидностью свидетельствуют об отсутствии у ФИО2 намерений использовать транспортные средства в личных целях.

Кроме того, доводы ФИО2 о том, что утилизационный сбор был рассчитан и уплачен им в соответствии с пунктом № постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, а постановлением Правительства РФ № в указанное выше постановление внесены изменения только ДД.ММ.ГГГГ и распространяется на транспортные средства, ввезенные после ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты судом, поскольку в 2022 году при подаче заявления ФИО2 о начислении утилизационного сбора последним указано, что автомобиля приобретены для личного пользования, в связи с чем и был исчислен утилизационный сбор как для физических лиц, ввозивших автомобиль для личного пользования.

Тот факт, что ФИО2 не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, не может служить доказательством того, что автомобили были ввезены для личных целей.

Ввиду изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности начисления ФИО2 таможенным органом утилизационного сбора в размере 350 000 рублей (по 175 000 рублей за каждый автомобиль) в соответствии с положениями пункта 1 раздела I Перечня с коэффициентами в зависимости от срока с даты их выпуска, а именно до 3 лет - 1,63, после 3-х лет - 6,1.

В соответствии с пунктом 11 (2) Правил за неуплату утилизационного сбора взыскивается пени. Расчет пени, предоставленный суду таможенным органом, судом проверен, признан арифметически верным.

Контр расчет административным ответчиком не представлен, размер пени не оспаривался.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности начисления ФИО2 таможенным органом утилизационного сбора в размере 350 000 рублей и пени по состояния на ДД.ММ.ГГГГ в размере 174 524,58 руб., а также считает подлежащей взысканию пеню с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора, поскольку ее начисление прямо предусмотрено вышеуказанными Правилами по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 333.20, пункта 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 15 490 руб.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Самарской Таможни к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт 5309 № выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Оренбургской области в Новоорском районе) задолженность уплаты утилизационного сбора на сумму 350 000 рублей; пени на ДД.ММ.ГГГГ на сумму 174 524,58 рублей; пени с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы уплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора, с зачислением взысканных сумм в федеральный бюджет Российской Федерации по реквизитам:

«Наименование банка получателя средств» - Операционный департамент Банка России// Меджрегиональное УФК г. Москва;

БИК банка получателя средств – 024501901;

Номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета) – 40102810045370000002;

Номер счета получателя средств (номер казначейского счета) – 03100643000000019502;

Очередность платежа -5;

Получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);

ИНН получателя – 7730176610; КПП получателя 773001001;

КБК – 153 01 06 13 01 01 0000 510 – авансовые таможенные платежи;

ОКТМО – 45328000;

Код таможенного органа – 10000010;

Назначение платежа – задолженность по утилизационному сбору и пеня за транспортные средства: <данные изъяты>.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Новоорский район» Оренбургской области в размере 15 490 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новоорский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья А.И. Левченков

Мотивированное решение составлено 15 октября 2025 года

Судья А.И. Левченков