Административное дело № 2а-2044/2022
УИД № 62RS0004-01-2022-001984-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань 12 сентября 2022 года
Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Прошкиной Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что ФИО1, являвшаяся собственником транспортного средства, признается плательщиком транспортного налога за 2019 год. Ссылаясь на то, что на соответствующее налоговое уведомление и требование об уплате налога налогоплательщик не отреагировала, а судебный приказ на его взыскание по ее заявлению был отменен, налоговая инспекция просила суд взыскать с ФИО1 в доход бюджета субъекта Российской Федерации сумму транспортного налога за 2019 год в размере 7 000 руб. и пени по транспортному налогу за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 213 руб. 15 коп.
Суд, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и об его отложении не просивших, доказательств уважительности причин своей неявки не представлявших, в том числе административного ответчика, ранее в письменных возражениях указывавшей на оплату налога за 2019 год в полном объеме, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
К таким органам, в том числе относятся налоговые органы, которые наделены правом взыскивать в соответствующем порядке недоимку по налогам и сборам, а также пени за их неуплату (ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации – далее по тексту НК РФ).
Так, Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и аналогичное положение содержится в налоговом законодательстве (ст. 3).
В соответствии со ст. 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, признаются налогоплательщиками транспортного налога.
Согласно ст. ст. 14, 360, 361 НК РФ, транспортный налог является региональным налогом, он, его ставки и налоговые периоды устанавливаются, вводятся в действие данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу Закона Рязанской области от 22 ноября 2002 года № 76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области» (далее по тексту – Закон о транспортном налоге, в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) налоговые ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком и прекращается со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (ст. ст. 44, 45 НК РФ).
В случае не уплаты и (или) уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик уплачивает пени в процентах от неуплаченной суммы налога, из расчета одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности (ст. 75 НК РФ).
Судом установлено, что в 2019 году за ФИО1 значилось зарегистрированным транспортное средство марки VOLKSWAGEN TOUAREG, госномер В 314 РК 62, а потому она признается плательщиком транспортного налога за соответствующий период (из расчета: 280 л.с. автомобиля х 150,00 налоговая ставка х 2/12 месяцев владения = 7 000 руб.).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно сведениями, предоставленными в налоговый орган органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств в порядке ст. 85 НК РФ, и иными документами, полученными налоговым органом в порядке межведомственного взаимодействия.
Доказательств исполнения своей обязанности об уплате транспортного налога или наличия обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от уплаты налога (налоговые льготы), и, одновременно, реализации своего права на такое освобождение в установленном налоговым законодательством порядке (подача заявления с приложением подтверждающих документов), в суд не представлено.
Вопреки ошибочным утверждениям административного ответчика, справки о движении денежных средств по депозитному счету судебных приставов по состоянию на дд.мм.гггг. юридического значения для рассматриваемого дела не имеют, поскольку исполнительное производство №, возбужденное на основании судебного приказа № от дд.мм.гггг., вынесенного судебным участком № судебного района Рязанского района Рязанской области, и исполнительное производство №-ИП, возбужденное на основании судебного приказа № от дд.мм.гггг., вынесенного судебным участком судебным участком № судебного района Рязанского района Рязанской области, относятся ко взысканию транспортного налога по иным налоговым периодам, а именно по периодам 2017 года и 2018 года, соответственно.
По общему правилу, установленному ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог и исполнять обязанность по его уплате.
Однако, обязанность по исчислению налога для физических лиц, в том числе непосредственно транспортного налога, возлагается на налоговый орган.
Во исполнение своей обязанности налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием суммы налога и срока ее уплаты, а в случае его неисполнения либо ненадлежащего исполнения в установленный срок, направляет налогоплательщику требование об уплате налога (ст. ст. 45, 52, 69, 70 НК РФ).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 10 000 рублей (в ранее действующей редакции 3 000 руб.), требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
Требование об уплате налога подлежит исполнению в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
При этом, такое требование может быть передано налогоплательщику, его законному или уполномоченному представителю лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В свою очередь, в случае если налогоплательщик не исполнит требование в установленный срок, налоговый орган вправе подать в суд заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика в порядке административного судопроизводства.
По общему правилу, установленному ст. 48 НК РФ, в редакции закона от 23 ноября 2020 года, указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 руб. (в ранее действующей редакции 3 000 руб.).
Заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Вместе с тем, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога при расчете общей суммы налога, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов не превысила 10 000 руб. (ранее 3 000 руб.), налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
По данному заявлению мировой судья по месту жительства налогоплательщика без проведения судебного разбирательства и судебного заседания может вынести судебный приказ, подлежащий направлению налогоплательщику в течение трех дней с даты издания приказа, который до вынесения судебного приказа, а также в течение 20 дней после направления ему копии приказа вправе представить свои возражения.
Если возражения представлены в указанный срок, судебный приказ подлежит отмене, а у налогового органа возникает право не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа подать административное исковое заявление в районный суд общей юрисдикции.
Исходя из содержания и смысла приведенных норм, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в административном исковом порядке правовое значение имеет соблюдение налоговым органом порядка взыскания налога, в том числе соблюдения досудебного порядка урегулирования налогового спора и срока предъявления требования о взыскании налога в суд в порядке административного искового производства.
При этом, для разрешения вопроса о соблюдении досудебного порядка урегулирования налогового спора существенное значение имеют факты направления налогоплательщику требования об уплате налога и предварительного обращения налогового органа за вынесением судебного приказа, а для исчисления срока обращения в суд - дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как соблюдение иных установленных налоговым законодательством сроков, в том числе срока направления требования об уплате налога, срока на обращение в суд за получением судебного приказа, подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62).
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 направлялось налоговое уведомление № от дд.мм.гггг. (по почте) об уплате, в том числе транспортного налога за 2019 год в размере 7 000 руб., со сроком исполнения до дд.мм.гггг., которое не было исполнено, что послужило основанием для выставления налогоплательщику требования № от дд.мм.гггг. (по почте) об уплате соответствующего налога со сроком исполнения до дд.мм.гггг., также оставшегося без ответа и исполнения.
Арифметическая правильность расчета пеней, начисленных и включенных в требования об уплате налога, за неуплату транспортного налога за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 213 руб. 15 коп. (из расчета: 7 000 руб. х (1/300 х 4,25 %) х 70 = 69 руб. 42 коп., 7 000 руб. х (1/300 х 4,25 %) х 40 = 39 руб. 67 коп., 7 000 руб. х (1/300 х 4,50 %) х 35 = 36 руб. 75 коп., 7 000 руб. х (1/300 х 5,00 %) х 50 = 58 руб. 33 коп., 7 000 руб. х (1/300 х 5,50 %) х 7 = 8 руб. 98 коп), проверена судом и административным ответчиком в установленном законом порядке не оспорена.
Судебный приказ № о взыскании с ФИО1 спорной налоговой задолженности, вынесенный мировым судьей дд.мм.гггг., определением от дд.мм.гггг. по заявлению налогоплательщика был отменен.
Поскольку судебный приказ был вынесен мировым судьей, который правовых оснований к отказу в его вынесении не усмотрел (ст. 123.4 КАС РФ), то при обращении в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ в силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ подлежит проверке исключительно соблюдение срока на обращение в суд с рассматриваемым исковым заявлением, каковое обращение имело место дд.мм.гггг., то есть в пределах установленного шестимесячного срока, исчисляемого с даты отмены судебного приказа.
Тем более следует отметить, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, то есть уполномоченным органом явно была выражена воля на взыскание в принудительном порядке с налогоплательщика неуплаченных сумм, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа и предъявлен настоящий административный иск, а отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования именно в течение шести месяцев с отмены последнего.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Межрайонной ИФНС России № по Рязанской области к ФИО1 являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом, в силу того, что административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, она в размере 400 руб. в соответствии со ст. 114 КАС РФ, с учетом положений ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в контексте правовой позиции Верховного Суда, изложенной в Постановлении Пленума от 27 сентября 2016 года № 36, подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административных судопроизводств Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по транспортному налогу – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета субъекта Российской Федерации транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 7 000 руб. и пени по транспортному налогу за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере 213 руб. 15 коп.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 400 руб. в доход бюджета города.
Идентификационные данные административного ответчика: ФИО1,
Реквизиты для перечисления:
Р/С (15 поле пл. док.) 40102810345370000051
Р/С (17 поле пл. док.) 03100643000000015900
Банк получателя Отделение Рязань Банка России // УФК по Рязанской области г. Рязань
БИК 016126031
Получатель: ИНН <***> КПП 623401001
УФК по Рязанской области
(Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области)
ОКТМО 61701000
КБК 182 106 04012 021 000 110 – транспортный налог
КБК 182 106 04012 022 100 110 – пени по транспортному налогу
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме. Решение в мотивированной форме изготовлено 13 сентября 2022 года.
Судья /подпись/