Административное дело № 2а-3845/2025 (публиковать)
УИД: 18RS0002-01-2025-004269-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 26 ноября 2025 года
Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,
при секретаре Кирилловой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пермской таможни к ФИО1 о взыскании утилизационного сбора, пени за просрочку уплаты утилизационного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Пермская таможня обратилась в суд к исковыми требованиями к ответчику о взыскании утилизационного сбора, пени за просрочку уплаты утилизационного сбора. Требования мотивированы тем, что Пермской таможней проведена аналитическая работа в отношении ФИО1, проверены документы и сведения, представленные при уплате утилизационного сбора. В ходе проверки установлено, что ФИО1 07.08.2023 на Удмуртский таможенный пост Пермской таможни подано заявление и расчет на уплату утилизационного сбора в отношении колесного ТС №, ввезенного из Киргизской Республики. В расчете суммы утилизационного сбора ФИО1 применена базовая ставка – 20000 руб., а также коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора (уст.п.3 разд.1 Перечня (для ТС, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя) с даты выпуска которых прошло более 3 лет – 0,26. Таким образом, в отношении ТС сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате, ФИО1, рассчитана в размере 5200 руб. для ТС, с даты выпуска которых прошло более 3 лет. Расчет суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате, произведен с учетом цели ввозимых ТС – для личного пользования. Согласно представленному расчету утилизационного сбора колесное ТС ввозится для личного использования, датой пересечения государственной границы значится 16.07.2023. При этом документы, подтверждающие фактическое пересечение границы РФ, плательщиком не представлено. Таким образом, исходя из даты заявление и расчет на уплату утилизационного сбора, первый документально установленный день нахождения колесного ТС на территории РФ приходится на 07.08.2023. В соответствии с представленными документами установлено, что ТС AUDI A7 относится к категории М1, рабочий объем двигателя – 2967 куб.см. Сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в отношении ввезенного ФИО2, с учетом коэффициента 63,95, составляет 1 273 800 руб. По данным ГУ МВД по Пермскому краю от 30.08.2024, в отношении ТС AUDI A7 14.08.2023 первичная регистрация была осуществлена на ФИО1, 13.10.2023 осуществлена перерегистрация ТС на ФИО3, т.е. с момента ввоза ТС на территорию РФ до момента его регистрации на иное лицо прошло 2 мес. 15 дн., т.е. до истечения 12 мес., что является несоблюдением положений сноски 6 к разд.1 Перечня. Сумма утилизационного сбора за ввезенное для личного пользования ТС составляет 1 273 800 руб., сумма пени за просрочку уплаты утилизационного сбора по состоянию на 30.07.2025 составляет 507184,70 руб. Направленное в адрес ФИО1 письмо с требованием об уплате утилизационного сбора от 03.02.2025 не исполнено ответчиком. Определением мирового судьи судебного участка №4 Первомайского района г.Ижевска от 18.06.2025 заявление Пермской таможни о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 возвращено заявителю ввиду неподсудности.
Просит взыскать в пользу Пермской таможни с ФИО1 сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 273 800 руб., пени за просрочку оплаты утилизационного сбора по состоянию на 30.07.2025 в размере 507184,70 руб.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца уточнены исковые требования: просит взыскать пени за просрочку уплаты утилизационного сбора, начиная с 31.07.2025, в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату уплаты задолженности от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по день фактического исполнения обязательства.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по доводам иска, с учетом уточнения.
Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика, извещенного о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ №89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечении таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статьей 24.1 ФЗ №89-ФЗ установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1).
Плательщиками данного сбора, в частности, признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (абзац 2 пункта 3).
Порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора (далее - утилизационный сбор), в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора установлены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. №1291.
Таким образом, утилизационной сбор является особым видом обязательного платежа, введенным в Российской Федерации в целях обеспечения экологической безопасности, взимание которого является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной указанными Правилами.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (пункт 5 Правил взимания утилизационного сбора).
Утилизационный сбор рассчитывается на основании Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Перечень), согласно которого базовая ставка для расчета размера ^ утилизационного сбора для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории Ml в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории составляет 20 000 рублей.
Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции (сноска 3 к Перечню).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 г. №1118 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 г. № 1118) в Перечне дано определение понятия «транспортные средства, ввезенные для личного пользования в Российскую Федерацию». Под термином «транспортные средства, ввезенные для личного пользования в Российскую Федерацию» понимается транспортное средство, в отношении которого лицом, которое осуществило его ввоз, в расчете суммы утилизационного сбора указано, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования и такое транспортное средство в течение 12 месяцев с даты его ввоза зарегистрировано на указанное лицо либо зарегистрировано на лицо, отличное от лица, которое ввезло такое транспортное средство, по истечении 12 месяцев с даты его ввоза (сноска 6 к разделу I Перечня).
Также должно быть соблюдено одно из следующих условий:
- в отношении ТС таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. При этом для транспортного средства, решение о выпуске которого в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза принято не таможенными органами Российской Федерации, с даты такого выпуска до даты его отчуждения в пользу гражданина Российской Федерации- должно пройти не менее 12 месяцев;
- в отношении транспортного средства документы, определяющие право плательщика утилизационного сбора на владение таким транспортным средством, оформлены до 29 октября 2023 г. (включительно) и в отношении такого транспортного средства оформлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) до 21 декабря 2023 г. (включительно) (при условии подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора до 1 января 2025 г.);
- транспортное средство произведено на территории Российской Федерации и находилось на государственном регистрационном учете в государствах - членах Евразийского экономического союза не менее 12 месяцев;
- транспортное средство приобретено плательщиком утилизационного сбора на открытых аукционах (торгах), проводимых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и (или) его подразделениями на территории Российской Федерации;
- транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 6 приложения №3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»;
- транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении транспортных средств, которые ввозятся физическими лицами для личного пользования в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза в течение 2 лет с даты первоначального ввоза в Российскую Федерацию или производства в Российской Федерации и которые не были зарегистрированы в государствах - членах Евразийского экономического союза, определяется в зависимости от категории таких транспортных средств с применением коэффициентов, предусмотренных пунктом 4 раздела I настоящего перечня.
Сноской 8 к разделу I Перечня установлено, что повышенный коэффициент расчета суммы утилизационного сбора применяется для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, которые приобретены у лица, которое использовало такие ТС не для личного пользования, а также в отношении второго и каждого последующего ТС, ввезенного лицом на территорию Российской Федерации, вне зависимости от наступления условий, указанных в сноске 6 к разделу I Перечня.
Пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда утилизационный сбор не уплачивается. При этом п. 6 указанной статьи не содержит условий, освобождающих от обязанности по уплате утилизационного сбора.
Виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которые уплачивается утилизационный сбор, порядок взимания утилизационного сбора, а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1291, редакция от 31 июля 2023 г.).
Постановлением № 1291 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила № 1291).
Пунктом 3 Правил № 1291 установлено, что взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики (лица, осуществляющие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию), осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 (п. 5 Правил № 1291) (далее - Перечень № 1291).
Размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора, предусмотренного для конкретной позиции Перечня № 1291.
В силу пункта 11 постановления Правительства РФ № 1291, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы: расчет суммы утилизационного сбора; копии одобрений типа ТС (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика; копии транспортных (перевозочных) документов; документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ (при наличии таких оснований); документы (копии документов), подтверждающих право собственности на колесные транспортные средства (шасси) и (или) прицепы к ним; документы (копии документов), удостоверяющие личность плательщика и др.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 1291 на основании представленных в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
Разделом II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
Названными Правилами в период возникновения спорных правоотношений коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств определен в зависимости от объема двигателя и даты выпуска транспортного средства (новое или с даты выпуска которого прошло более трех лет), за исключением транспортных средств данной категории, ввозимых физическими лицами для личного пользования, для которых коэффициент установлен вне зависимости от объема двигателя, и для которых имеет значение только дата выпуска (0,17 - для новых и 0,26 - с даты выпуска которых прошло более трех лет).
Как следует из материалов дела, ФИО1 приложен расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных ТС (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абз.2 п.3 ст.24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Одновременно с подачей расчета утилизационного сбора плательщиком в соответствии с п.11 Правил предоставлены следующие документы: копия паспорта, копия договора купли-продажи автомобиля от 18.07.2023 №164302068378570, СБКТС от 27.07.2023 №ТС BY A-DE.1816.27662, чек об оплате.
В расчете суммы утилизационного сбора ФИО5 применена базовая ставка – 20000 руб., а также коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора, установленные п.3 разд.1 Перечня (для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя) с даты выпуска которых прошло более 3-х лет – 0,26.
Таким образом, в отношении ТС подлежащая уплате сумма утилизационного сбора, ФИО1 рассчитана в размере 5200 руб. для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3-х лет. Расчет суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате, произведен с учетом цели ввоза транспортных средств – для личного пользования.
Согласно представленному расчету утилизационного сбора колесное транспортное средство ввозится для личного пользования, датой пересечения государственной границы РФ значится 16.07.2023. При этом документы, подтверждающие фактическое пресечение границы РФ, плательщиком не представлены. Таким образом, исходя из даты заявления и расчета на уплату утилизационного сбора, первый документально установленный на день нахождения колесного транспортного средства на территории РФ приходится на 07.08.2023 года.
При ввозе колесных ТС категории М1 не для личного пользования, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора зависит от рабочего объема двигателя (п.2 разд.1 Перечня), а также от года выпуска колесного ТС.
В соответствии с представленными СБКТС установлено, что транспортное средство AUDI A7 относится к категории М1, рабочий объем двигателя – 2967 куб.см.
В данном случае для расчета утилизационного сбора по рабочему объему двигателя применяется коэффициент 63,95, соответственно, сумма утилизационного сбора составляет 1 273 800 руб.
Автомобиль AUDI A7 первично зарегистрирован 14.08.2023 года на ФИО1, 13.10.2023 года была осуществлена перерегистрация ТС на ФИО3, что подтверждается письмом ГУ МВД России по Пермскому краю от 30.08.2024.
Таким образом, с момента ввоза ТС на территорию РФ до момента регистрации его на иное лицо прошло 2 месяца 15 дней, т.е. ввезенное ТС зарегистрировано на иное лицо до истечения 12 месяцев с даты его ввоза на территорию РФ, что является несоблюдением сноски 6 к разделу 1 Перечня.
При этом, продажа ТС в скором времени может указывать на то, что ввезенное спорное колесное ТС могло являться товаром не для личного пользования, а с целью реализации. В связи с чем, размер подлежащего уплате утилизационного сбора должен быть рассчитан в соответствии с коэффициентами расчета суммы утилизационного сбора, установленными п.2 разд.1 Перечня, в зависимости от года выпуска ТС в рабочего объема его двигателя.
В силу п.11(2) Правил №1291 пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Сумма пени за неуплату утилизационного сбора по состоянию на 30.07.2025 составляет 507 184,70 руб.
03.02.2025 Пермской таможней в адрес ФИО1 направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора, которое в добровольном порядке в установленный законом срок не исполнено.
В связи с неуплатой утилизационного сбора административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.
На основании определения мирового судьи судебного участка №4 Первомайского района г.Ижевска от 18.06.2025 заявление о вынесении судебного приказа о взыскании утилизационного сбора с ФИО1 возвращено заявителю в порядке ст.134 ГПК РФ.
Неисполнение ФИО1 обязанности по уплате утилизационного сбора и пени послужило основанием для обращения таможенного органа с заявленными требованиями.
Возражений относительно суммы начисленного утилизационного сбора, пени, а также доказательств уплаты данных сумм административный ответчик суду не представил, расчет пени судом проверен, признан арифметически верным, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности по уплате спорной задолженности являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с ФИО1 в пользу Пермской таможни подлежит взысканию утилизационный сбор в размере 1 273 800 руб., пени за просрочку уплаты утилизационного сбора по состоянию на 30.07.2025 в размере 507184 руб. 70 коп., с последующим начислением пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, начисляемой на сумму неуплаченного утилизационного сбора 1 273 800 руб. (с учетом фактического гашения), начиная с 31.07.2025 по дату фактической уплаты сбора.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 32810 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Пермской таможни к ФИО1 о взыскании утилизационного сбора, пени за просрочку уплаты утилизационного сбора – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (ИНН <***>) в пользу в пользу Пермской таможни (ИНН <***>) утилизационный сбор в размере 1 273 800 руб., пени за просрочку уплаты утилизационного сбора по состоянию на 30.07.2025 в размере 507184 руб. 70 коп. по следующим реквизитам:
Получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН <***>, КПП 773001001, банк получателя – Операционный департамент Банка России // Межрегиональное операционное УФК г.Москва, БИК 024501901, ОКТМО 45328000, номер счета получателя средств №40102810045370000002, номер счета получателя средств №03100643000000019502, код таможенного органа 10000010 (107 поле), КБК 153 010 61301 01 0000 510.
Взыскать с ФИО1 (ИНН <***>) в пользу в пользу Пермской таможни (ИНН <***>) пени за просрочку уплаты утилизационного сбора в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, начисляемой на сумму неуплаченного утилизационного сбора 1 273 800 руб. (с учетом фактического гашения), начиная с 31.07.2025 по дату фактической уплаты сбора.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета МО «Город Ижевск» госпошлину в размере 32810 руб.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Мотивированное решение изготовлено 27 января 2026 года.
Судья: Н.В. Дергачева