Дело № 2а-755/2022
64RS0018-01-2021-001085-12
Решение
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года г. Красный Кут
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Евлампиевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Харенко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налогов,
установил:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 2 по Саратовской области) обратилась с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налогов. Свои требования мотивирует тем, что налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2012 год с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет 985 руб., за 2013 год с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет 1586 руб., за 2014 год с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет 878 руб. Так же в 2016, 2019 году в собственности ФИО1 находились транспортные средства: НИССАН Х-TRAIL 2.0 SE гос.номер №, РЕНО ДАСТЕР гос.номер №. Налогоплательщику согласно налогового уведомления от 03.08.2020 №1555022 начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 2145 руб., за 2019 год в сумме 4230 руб. установлен срок уплаты до 01.12.2017, 01.12.2020. В установленный срок, налогоплательщик не оплатил транспортный налог, инспекцией начислены пени за период с 21.09.2019 по 15.12.2020 в размере 156,04 руб. Так же в собственности ФИО1 имеется часть жилого дома по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. За 2018 год был начислен налог в сумме 1004 руб., Должнику направлено налоговое уведомление № 27503833 от 20.08.2019, срок оплаты 02.12.2019. В срок налог не уплачен, начислены пени за период с 03.12.2019 по 15.12.2020 в сумме 65,49 руб. Административным истцом были выставлены требования об уплате налога, сбора, пени: от 30.07.2018 № 2269 срок уплаты не позднее 17.09.2018 г., от 10.12.2020 № 65097 срок уплаты 26.01.2021, от 15.12.2021 № 66426, срок уплаты 26.01.2021 г. Судебный приказ о взыскании задолженности был отменен. Просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 1260 руб. и пени в размере 156,04 руб. ; пени по НДФЛ за налоговые периоды 2012-2014 г. в размере 758,49 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2018 год 65,49 руб., а всего задолженность в сумме 2240,02 руб.
Административный ответчик ФИО1 представил возражение на исковое заявление, где указывает, что возражает против требований о взыскании транспортного налога в сумме 1260 рублей и пени в размере 156,04 руб., так как имеется квитанция об оплате транспортного налога от 23.11.2020 года.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представил уточнение к административному исковому заявлению, где просит взыскать задолженность по транспортному налогу в сумме 1260 рублей. Так также указал, что поскольку в платежном документе налоговый период был указан некорректно, поступивший платеж был зачтен в счет уплаты задолженности за предыдущий налоговый период.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Абзацем 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Согласно ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с положениями ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Саратовской области транспортный налог введен в действие Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года N 109-ЗСО.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 указанного Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 57 и ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки; при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены названным Кодексом.
Принудительное взыскание недоимки по налогу с физических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 и абзацем 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2019 году в собственности ФИО1 находились транспортные средства НИССАН Х-TRAIL 2.0 SE гос.номер №
ФИО1 представлял в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2012 год с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет 985 руб., за 2013 год с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет 1586 руб., за 2014 год с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет 878 руб.
В собственности ФИО1 имеется часть жилого дома по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
ФИО1 направлено налоговое уведомление № 5279859 от 23.08.2017 о необходимости оплаты за 2016 год транспортного налога в сумме 2145 руб., земельного налога в сумме 232 руб. (л.д. 18)
ФИО1 направлено налоговое уведомление № 27503833 от 20.08.2019 о необходимости оплаты за 2018 год транспортного налога в сумме 4230 руб., земельного налога в сумме 640 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 1004 руб., срок оплаты 02.12.2019. (л.д. 17)
ФИО1 направлено налоговое уведомление № 1555022 от 03.08.2020 о необходимости оплаты за 2019 год транспортного налога в сумме 4230 руб., земельного налога в сумме 640 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 1030 руб., срок оплаты 01.12.2020.
Согласно платежных документов 21.11.2020 года ФИО1 оплачено 640 руб., 1030 руб., 4230 руб.
Административным истцом уже после оплаты административным ответчиком ФИО1 платежей 21.11.2020 года выставлено требование об уплате налога, сбора, пени № 65097 по состоянию на 10 декабря 2020 года транспортного налога за 2019 год в сумме 1260 руб. (л.д. 32)
Согласно ч. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы, Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации (далее - КБК).
В одном распоряжении о переводе денежных средств по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации может быть заполнено только одно значение основания платежа, указываемое в соответствии с пунктом 7 названных Правил.
Пунктом 7 указанных Правил установлено, что в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:
"ТП" - платежи текущего года;
"ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);
"БФ" - текущий платеж физического лица - клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета;
"ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);
"РС" - погашение рассроченной задолженности;
В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, учитывая, что налоговое законодательство относит указание налогового периода, за который произведена оплата, к обязательным реквизитам, свидетельствующим об уплате или неуплате налога, то его не указание в платежном поручении является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.
Механизм возврата суммы платежа (налога, сбора и иного платежа, администрируемого налоговым органом) в случае некорректного оформления налогоплательщиками платежных поручений урегулирован в ч. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Как усматривается из представленных административных ответчиком чеков производя уплату налогов ФИО1 не указал в платежных документах за какой налоговый период произведена оплата.
Согласно сведений, представленных налоговым органом суду, поскольку платежные документы заполнены Церковным А.Н некорректно, то платежи зачтены в счет уплаты налогов за предыдущий налоговый период.
По заявлению Инспекции мировым судьей судебного участка № 2 Краснокутского района Саратовской области вынесен судебный приказ № 2а-811/2022 от 15 марта 2022 года о взыскании с Церковного задолженности, который отменен определением мирового судьи 17.03.2022 года в связи с возражениями должника относительно его исполнения. (л.д.14)
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
С настоящим административным иском истец обратился 26.08.2022 года, то есть в предусмотренный законом шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа.
В требовании № 65097 указано, что по состоянию на 10.12.2020 ФИО1 имеет недоимку по сроку уплаты в сумме 1260 руб. по транспортному налогу, а так же, что административный истец уточнил исковые требования, просив суд взыскать задолженность в сумме 1260 руб- транспортный налог за 2019 года, суд считает необходимым, требования удовлетворить частично, взыскав с административного ответчика 1260 рублей.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины по настоящему делу, а поэтому с учетом требований статей 333.19, 333.20 Налогового Кодекса РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину.
На основании выводов судебного разбирательства и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН № в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области задолженность в сумме 1260 рублей, в том числе:
- задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 1260 рублей.
Взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН № в доход бюджета Краснокутского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Краснокутский районный суд Саратовской области в течение 1 месяца.
Мотивированное решение изготовлено 05.10.2022 года.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья Л.В. Евлампиева