УИД 36RS0006-01-2025-010315-90

№ 2а-4928/2025

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2025 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе

председательствующего судьи Васиной В.Е.

при секретаре Кошелевой А.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронежской таможни к ФИО3 о взыскании утилизационного сбора, пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением ссылаясь на то, что административным ответчикомна Левобережный таможенный пост Воронежской таможни поданы заявления по уплате утилизационного сбора на транспортные средства:

1) заявление по уплате утилизационного сбора от 10.06.2022 на транспортное средство марки №. Утилизационный сбор уплачен в размере 5 200 рублей, таможенный приходный ордер №;

2) заявление по уплате утилизационного сбора от 29.07.2022 на транспортное средство марки №. Утилизационный сбор уплачен в размере 5 200 рублей, ТПО №;

3) заявление по уплате утилизационного сбора от 30.08.2022 на транспортное средство марки №. Утилизационный сбор уплачен в размере 5 200 рублей, ТПО №;

4) заявление по уплате утилизационного сбора от 19.10.2022 на транспортное средство марки №. Утилизационный сбор уплачен в размере 5 200 рублей, ТПО №;

5) заявление по уплате утилизационного сбора от 19.10.2022 на транспортное средство марки №. Утилизационный сбор уплачен в размере 5 200 рублей, ТПО №/.

Из заявлений и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора следует, что данные транспортные средства ввезены на территорию РФ для личного пользования. Между тем, в ходе проведения проверки документов и сведений, представленных при уплате утилизационного сбора, был установлен факт ввоза ФИО3 данных автомобилей для последующей перепродажи, что исключает применение коэффициентов, предусмотренных для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Данные транспортные средства были поставлены на первый регистрационный учет на третьих лиц.

Административный истец произвел расчет утилизационного сбора за вычетом уплаченного утилизационного сбора на каждое транспортное средство (5200 рублей) с учетом вида и категории транспортных средств, даты их выпуска, объема двигателя, коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя и сумма составила 1 543 000 рублей. Письмом Воронежской таможни № 12-04-17/1090 от 30.01.2025 административному ответчику было предложено уплатить данную сумму утилизационного сбора. Административным истцом утилизационный сбор в размере 1 543 000 рублей не уплачен.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 в Центральном судебном районе Воронежской области от 23.07.2025 был отменен судебный приказ № от 14.04.2025 о взыскании с ФИО3 в доход федерального бюджета утилизационного сбора в сумме 1 543 000 рублей, пени в размере 689 350,69 рублей за ввезенные на территорию РФ, а также о взыскании в доход местного бюджета государственной пошлины в сумме 18 662 рублей.

На основании изложенного административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просит взыскать с ФИО3 утилизационный сбор в размере 1 543 000 рублей, пени по дату подачу искового заявления (29.08.2025) за неуплату утилизационного сбора в размере 837 272,94 рублей, пени с 30.08.2025 по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно.

В судебном заседании представитель административного истца Воронежской таможни по доверенности ФИО4 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в городе Астане 29 мая 2014 года (далее также - Договор), учрежден Евразийский экономический союз (далее также - Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным договором и международными договорами в рамках Союза (статья 1).

В Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего Договора (статья 32).

В силу пункта 1 статьи 1 ТК ЕАЭС в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.

Товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 37 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 2 статьи 46 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС.

Как следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС, таможенному декларированию подлежат, в том числе, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах Союза.

По правилам пункта 25 статьи 266 ТК ЕАЭС таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования исчисляются таможенным органом, производящим выпуск таких товаров, на основании сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании, а также по результатам проведения таможенного контроля.

Обязанность заявления таможенному органу полных и достоверных сведений о товарах для личного пользования, необходимых для определения суммы таможенных платежей, подлежащих уплате, возлагается на декларанта.

В соответствии со статьей 272 ТК ЕАЭС под временно ввозимыми транспортными средствами международной перевозки понимаются временно ввозимые на таможенную территорию для завершения и (или) начала международной перевозки на такой территории и (или) за ее пределами транспортные средства международной перевозки (включая порожние), зарегистрированные в государствах, не являющихся членами ЕАЭС, за иностранными лицами.

Транспортные средства международной перевозки - это транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования (подпункты 49, 51 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 273 ТК ЕАЭС временно ввозимые транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство (пункт 3 статьи 278 ТК ЕАЭС).

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС на таможенной территории Союза не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 настоящей статьи.

В силу положений статьи 322 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений является одной из форм таможенного контроля.

Пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС (пункт 7 статьи 55).

Согласно пункту 1 статьи 73 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон о таможенном регулировании) уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (пункт 19 статьи 73 Закона о таможенном регулировании).

При неисполнении уведомления (уточнения к уведомлению) в сроки, указанные в части 19 настоящей статьи, таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с настоящей главой (часть 20 статьи 73 этого же Федерального закона).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 30 постановления от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", если в течение пятнадцати рабочих дней по истечении срока, указанного в уведомлении, направленном плательщику в соответствии со статьей 73 Закона о таможенном регулировании, таможенным органом не принято и не направлено на исполнение решение о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке, требование о взыскании соответствующих сумм может быть предъявлено в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока, указанного в уведомлении (части 2 и 3 статьи 75 Закона о таможенном регулировании).

В соответствии со ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно пункту 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства № 1291) утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).

Согласно пункту 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в пункте 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, а именно лица, осуществившие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Как следует из материалов дела, административным ответчиком ФИО3 на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни поданы заявления о выдаче паспортов транспортных средств в отношении пяти автомобилей:

1) заявление по уплате утилизационного сбора от 10.06.2022 на транспортное средство марки №. Утилизационный сбор уплачен в размере 5 200 рублей, таможенный приходный ордер №;

2) заявление по уплате утилизационного сбора от 29.07.2022 на транспортное средство марки №. Утилизационный сбор уплачен в размере 5 200 рублей, ТПО №;

3) заявление по уплате утилизационного сбора от 30.08.2022 на транспортное средство марки №. Утилизационный сбор уплачен в размере 5 200 рублей, ТПО №;

4) заявление по уплате утилизационного сбора от 19.10.2022 на транспортное средство марки №. Утилизационный сбор уплачен в размере 5 200 рублей, ТПО №;

5) заявление по уплате утилизационного сбора от 19.10.2022 на транспортное средство марки №. Утилизационный сбор уплачен в размере 5 200 рублей, ТПО №/.

В заявлениях административного ответчика, поданных в таможенный орган, было указано, что автомобили ввезены на территорию РФ для личного пользования, и утилизационный сбор уплачен в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования.

В ходе проведения проверки установлен факт ввоза административным ответчиком в Российскую Федерацию пяти транспортных средств с целью последующей продажи, что исключает применение коэффициентов, предусмотренных для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Исходя из установленных по делу обстоятельств, в том числе обстоятельств ввоза административным ответчиком транспортных средств в количестве пяти единиц, систематичности ввоза автомобилей в период с июня 2022 года по октябрь 2022 года, факта реализации автомобилей третьим лицам в течение непродолжительного времени после уплаты утилизационного сбора.

При этом транспортные средства административным ответчиком на регистрационный учет не ставились и были поставлены на первый регистрационный учет на третьих лиц (два физических лица – ФИО1 и ФИО2; два юридических лица – ООО ЧОО «АБ Вымпел-СБ» и ООО «Рефрижераторные системы»).

Установленные в ходе проверки обстоятельства исключают применение коэффициентов, предусмотренных для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства 1291 (пункт 5 Правил).

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств определен в зависимости от объема двигателя и даты выпуска транспортного средства (новое или с даты выпуска которого прошло более трех лет), за исключением транспортных средств данной категории, ввозимых физическими лицами для личного пользования, для которых коэффициент установлен вне зависимости от объема двигателя, и для которых имеет значение только дата выпуска (0,17 - для новых и 0,26 - с даты выпуска которых прошло более трех лет).

Расчет утилизационного сбора правомерно произведен с учетом вида и категории транспортных средств, даты их выпуска, объема двигателя, коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя, из величины сбора вычтены уже уплаченные суммы утилизационного сбора за каждое транспортное средство.

Согласно пункту 11 Правил взимания утилизационного сбора, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

В соответствии с пунктом 15(1) Правил в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в РФ после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Воронежская таможня указывает, что административному ответчику было направлено письмо № 12-04-17/1090 от 30.01.2025 о необходимости произведения доплаты утилизационного сбора и пени в отношении транспортных средств: 1) №; 2) № 3) №; 4) №; 5) №. Согласно отчету об отслеживании отправления (№ почтового идентификатора 39400977177477) сообщение было возвращено отправителю из-за истечения срока хранения 05.03.2025.

Административный ответчик добровольно обязанность по доплате утилизационного сбора и пени в установленный срок не исполнил.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 в Центральном судебном районе Воронежской области от 23.07.2025 был отменен судебный приказ № от 14.04.2025 о взыскании с ФИО3 в доход федерального бюджета утилизационного сбора в сумме 1 543 000 рублей, пени в размере 689 350,69 рублей за ввезенные на территорию РФ, а также о взыскании в доход местного бюджета государственной пошлины в сумме 18 662 рублей.

Принимая во внимание, что проверкой Воронежской таможни был установлен факт ввоза транспортных средств административным ответчиком в РФ не для личного пользования и утилизационный сбор был уплачен в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, в добровольном порядке административным ответчиком не был уплачен утилизационный сбор с учетом произведенной корректировки в общей сумме 1 543 000 рублей, суд полагает, что исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.

Доказательств уплаты указанной суммы и пени суду на момент рассмотрения дела административным ответчиком представлено не было.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Довод административного ответчика о том, что пять транспортных средств ввезены им на территорию РФ до 01.08.2023 и доплата утилизационного сбора в отношении такого транспортного средств в случае его отчуждения в собственность другого лица не требуется, суд не может принять во внимание, так как он основан на неверном толковании норм материального права.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" также разъяснено, что установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.

В ходе проверки таможенным органом было установлено, что пять транспортных средств, ввезенных на территорию РФ административным ответчиком, не были им поставлены на регистрационный учет, а первичный регистрационный учет данных транспортных средств произведен третьими лицами: двумя физическими лицами – ФИО1 и ФИО2, а также двумя юридическими лицами – ООО ЧОО «АБ Вымпел-СБ» и ООО «Рефрижераторные системы».

Ссылка административного ответчика на то, что ФИО1 является членом его семьи, что подтверждается свидетельством о браке, не может быть принята судом во внимание, поскольку из представленной в материалы дела административным ответчиком копии свидетельства о браке следует, что брак между ФИО3 И ФИО1 был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, между тем как транспортное средство № было поставлено на регистрационный учет в ГИБДД на имя ФИО1 10.06.2022, а транспортное средство № - 09.08.2023, то есть до регистрации вышеуказанного брака.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что пять автотранспортных средств ввезены ФИО3 на территорию Российской Федерации не для личного пользования и доводы административного ответчика, изложенные в его письменном отзыве на иск, данные факты не опровергают.

Проверяя обоснованность и правильность расчета пени, подлежащей взысканию с административного ответчика, суд принимает во внимание расчет, предоставленный таможенным органом и не оспоренный административным ответчиком.

В ходе судебного разбирательства административный ответчик в письменном отзыве на административный иск просил о снижении размера неустойки на основании положений ст. 333 ГК РФ, ссылаясь на отсутствие доказательств того, что размер убытков истца, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства ответчиком, значительно ниже начисленной неустойки.

Между тем, размер пени за неуплату утилизационного сбора не может быть снижен в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. За неуплату указанного сбора на основании начисляются пени, в порядке, предусмотренном п. 11 (2) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора.

Взимание пеней является правовосстановительной мерой, применяемой в целях компенсации потерь бюджета в результате недополучения утилизационного сбора в срок в случае его неуплаты, а не меры юридической ответственности за виновное поведение, поэтому возможности снижения размера указанных пени действующим законодательством не предусмотрено.

С учетом вышеизложенного, с административного ответчика подлежат взысканию пени по состоянию на 29.08.2025 в размере 837 272,94 рублей.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора в сроки, установленные пунктом 11(7) Правил, плательщик обязан уплатить пеню.

Пеня за неуплату утилизационного сбора начисляется в валюте Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора со дня, следующего за днем истечения такого срока, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно.

С учетом приведенного правового регулирования с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию пени с 30.08.2025 за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате утилизационного сбора в сумме 1 543 000 рублей по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска свыше от 1 000 001 рубля до 3 000 000 рублей - 25 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 38 802,73 рублей (25 000 рублей + 1% (1 543 000 + 837 272,94) – 1 000 000).

Руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО3 в доход федерального бюджета сумму утилизационного сбора в размере 1 543 000 рублей, пени по состоянию на 29.08.2025 в размере 837 272 рубля 94 коп.

Взыскать с ФИО3 в доход федерального бюджета пени за неуплату утилизационного сбора (на день вынесения решения 1 543 000 рублей) за каждый календарный день просрочки с 30.08.2025 по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Взыскать с ФИО3 госпошлину в доход местного бюджета в размере 38 802 рубля 73 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Васина В.Е.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 13.10.2025.