№ 2а-721/2025
УИД 74RS0038-01-2024-002229-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2025 года г. Челябинск
Металлургический районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Петрова А.С.,
при ведении протокола помощником судьи Некипеловой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Челябинской таможни к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, пени,
установил:
Челябинская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам в сумме 1646232,41 руб., в том числе: утилизационный сбор – 1092200 руб., пени по состоянию на 20.05.2025 г. – 554032,41 руб. (л.д. 6-15, 162-165).
В обоснование требований указано, что Челябинской таможней в период на основании статьи 310, 324, 326, 340 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), ст. ст. 225, 239 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении ФИО1 проведена проверка документов и сведений, представленных при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию, согласно которой выявлено, что ФИО1 в период с декабря 2021 по июль 2022 года на таможенную территорию РФ ввезено 3 транспортных средства, приобретенных в Республике Беларусь: Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) №, Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) №, Geely Emgrand X7 2015 года выпуска идентификационный номер (VIN) №. Во всех заявлениях об уплате утилизационного сбора, поданных ФИО1, указано, что транспортные средства ввезены им для личного пользования. ФИО1 уплачен утилизационный сбор в общей сумме 15600 руб. по 5200 руб. по каждому транспортному средству (5200 руб.*3 шт.= 15600 руб.). При расчете суммы утилизационного сбора ФИО1 применены базовая ставка в размере 20000 рублей и коэффициент 0,26 (для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет), предназначенный для транспортных средств, ввозимых для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя. По результатам проверки (акт проверки № от 19 января 2024 года) Челябинской таможней был выявлен факт неполной уплаты утилизационного сбора, поскольку ввезенные транспортные средства в количестве 3 штук приобретены ФИО1 не для личного пользования, а для последующей перепродажи. Ввезенные ФИО1 количество транспортных средств 3 штуки превышает обычную потребность физического лица в транспортных средствах. Кроме того, в рамках проведения проверки установлено, что указанные транспортные средства зарегистрированы на иных лиц, не являющимися членами семьи ФИО1, на учет на имя ФИО1 не ставились. Полагает, что в заявлениях об уплате утилизационного сбора ФИО1 неверно указал цель ввоза транспортных средств «для личного пользования», приобрел на территории Республики Беларусь и ввез на территорию РФ 3 транспортных средства не для личного пользования, а для последующей перепродажи, следовательно неверно произвел расчет уплаты утилизационного сбора. ФИО1 был обязан уплатить утилизационный сбор в размере, предусмотренном при ввозе транспортных средств для коммерческих целей, чего сделано не было. Общая сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет по всем транспортным средствам, составляет 1092200 руб. (313800 + 313800 + 480200 – 15600) В связи с выявленным фактом неполной уплаты утилизационного сбора ФИО1 обязан уплатить денежные средства в сумме 1092200 руб. Факт неуплаты установлен в соответствии с актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № от 19 января 2024 года, вследствие чего Челябинской таможней принято решение по результатам таможенного контроля № от 19 января 2024 года. Направленное в адрес ФИО1 уведомление № 04-16/984 от 23 января 2024 года об уплате утилизационного сбора в указанном размере административным ответчиком не исполнено.
Представитель административного истца Челябинской таможни в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, направлялась судебная повестка, вернулся конверт с отметкой «Истек срок хранения».
Представитель административного ответчика ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании возражала относительно уведомления заявленных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица Центральной акцизной таможни в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Дальневосточного таможенного управления, УФНС по Московской области в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, поскольку они извещены о месте и времени судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, названным Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Подпункт 46 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС определяет понятие «товары для личного пользования» - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Под «транспортными средствами для личного пользования» понимается категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (подпункт 50 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС). Сам факт ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации физическим лицом не свидетельствует о его ввозе для личного пользования, так как транспортное средство может быть предназначено для иных целей.
В силу пункта 4 статьи 256 Таможенного кодекса ЕАЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
При определении характера товаров учитывают их потребительские свойства, традиционную практику применения и использования. Количество товаров оценивается с учетом их однородности (одного наименования, размера, фасона, цвета), в количестве, превышающем потребность в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, как правило ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями. При оценке частоты перемещения товаров принимается во внимание периодичность ввоза одним и тем же лицом однородных товаров.
Транспортные средства, ввозимые физическим лицом для личного пользования, не должны быть предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности и могут ввозиться исключительно для пользования или потребления лицом, их перемещающим, и членами его семьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с декабря 2021 по июль 2022 года гражданином РФ ФИО1 на таможенную территорию РФ ввезено 3 транспортных средств, которые приобретены в Республике Беларусь (л.д. 57, 63, 64 оборот, 71, 75).
В заявлениях об уплате утилизационного сбора от 12 июля 2022 года и от 20 декабря 2021 года, поданных на Челябинский таможенный пост Челябинской таможни, ФИО1 указано, что транспортные средства ввезены им для личных целей, а именно: Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) №; Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) №; Geely Emgrand X7 2015 года выпуска идентификационный номер (VIN) № (л.д. 36, 64, 70).
В Челябинскую таможню ФИО1 представлены заявления об уплате утилизационного сбора, расчеты суммы утилизационного сбора, чеки-ордера об уплате утилизационного сбора с копиями договоров купли-продажи транспортных средств, актов приема-передачи транспортных средств, счет-справок об оплате, свидетельств о регистрации транспортных средств в Республике Белоруссии с документами, подтверждающими снятие транспортных средств с учета в Республике Беларусь, а также выписки из электронных паспортов транспортных средств.
При расчете суммы утилизационного сбора ФИО1 применены базовая ставка в размере 20 000 руб. и коэффициент 0,26 (для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет), предназначенные для транспортных средств, ввозимых для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя. Всего уплачено в доход федерального бюджета утилизационного сбора за 3 транспортных средств в размере 15600 руб., и подтверждается представленными чеками-ордерами ПАО «Сбербанк» от 04 апреля 2022 года, от 04 июля 2022 года, от 09 декабря 2021 года (л.д. 62 оборот, 69, 75 оборот).
В отношении указанных автомобилей оформлены приходные таможенные ордера: Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) № таможенный приходный ордер №; Geely Emgrand X7 2015 года выпуска идентификационный номер (VIN) № таможенный приходный ордер №; Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) № таможенный приходный ордер № (л.д. 62, 68, 76).
По результатам проведенной проверки Челябинской таможней выявлен факт нарушения ФИО1 пункта 4 статьи 24.1 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов по направлению контроля правильности исчисления и уплаты утилизационного сбора при ввозе в РФ 3-х транспортных средств, сделан вывод о необходимости принятия решения в сфере таможенного дела и уплате утилизационного сбора по 3 транспортным средствам в общей сумме 1092200 руб., о чем составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № от 19 января 2024 года (л.д. 46-51).
Решением и.о. заместителя начальника Челябинской таможни ФИО3 № от 19 января 2024 года установлено, что ФИО1 приобрел на территории Республики Беларусь и ввез на территорию РФ 3 транспортных средства не для личного пользования, а для последующей реализации (перепродажи), что свидетельствовует о неправомерном использовании льготного коэффициента 0,26 при расчете утилизационного сбора за транспортные средства, в связи с чем ФИО1 был обязан уплатить утилизационный сбор в размере, предусмотренном при ввозе транспортных средств для коммерческих целей. Однако, такие действия им совершены не были, доплата утилизационного сбора не произведена.
В связи с выявленным фактом неполной уплаты утилизационного сбора, исходя из сведений о годе выпуска, технических характеристиках транспортных средств, таможенным органом принято решение о необходимости уплаты ФИО1, утилизационного сбора для коммерческих целей в размере 1092200 руб. (расчет (20 000 руб.*15,69)*1 шт. + (20 000 руб.*15,69)*1 шт. + (20 000 руб.*24,01)*1 шт. = 313800 + 313800 + 480200 руб. = 1107800 руб. - 15600 руб.).
Таможенный орган пришел к выводу о том, что поскольку материалами проверки подтверждено, что транспортные средства были ввезены ФИО1 в Российскую Федерацию не для личного пользования, оснований для применения установленного для таких случаев коэффициента расчета суммы утилизационного сбора в размере 0,26 у административного ответчика не имелось.
Периодичность приобретения и ввоза ФИО1 указанных 3 транспортных средств через непродолжительные временные промежутки.
Ввезенные транспортные средства Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) №; Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) №; Geely Emgrand X7 2015 года выпуска идентификационный номер (VIN) №, приобретенные в Республике Беларусь реализованы ФИО1 на территории РФ через автосалон ООО «Аверс-Авто», что подтверждается договорами комиссии, договорами купли-продажи, полученными в рамках проведения проверки, а также представленными электронными паспортами транспортных средств (л.д. 26-27, 33-37, 38-40, 44-45, 57, 59).
На регистрационный учете в органах Госавтоинспекции МВД РФ указанные транспортные средства на имя ФИО1 и его близких родственников ФИО4, ФИО5, супругу ФИО6 не регистрировались, ввезенные административным ответчиком транспортные средства были отчуждены третьим лицам. (л.д. 41-42, 77-78).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства с очевидностью свидетельствуют об отсутствии у ФИО1 намерений использовать транспортные средства в личных целях, что является основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин исходя из коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, а транспортные средства не были поставлены на учет в органах ГИБДД, поскольку были ввезены на территорию Российской Федерации как товар, для дальнейшей реализации, что автомобили были ввезены для личного использования.
Кроме того, из материалов дела следует, что между ФИО1 и автосалоном ООО «Аверс-Авто» были заключены договоры комиссии, в соответствии с которым ФИО1 поручает ООО. «Аверс-Авто» за обусловленное вознаграждение, совершать от его имени действия, обеспечивающие реализацию транспортных средств. Ввезенные ФИО1 транспортные средства в короткие сроки переданы автосалону ООО «Аверс-Авто» по договору комиссии, для дальнейшей реализации, и целью ввоза транспортных средств являлась продажа, а не личное использование.
Как указано ранее Решением и.о. заместителя начальника Челябинской таможни ФИО3 по результатам таможенного контроля № от 19 января 2024 года установлен факт нарушения ФИО1 иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов по направлению контроля правильности исчисления и уплаты утилизационного сбора при ввозе в РФ 3-х транспортных средств, принято решение в сфере таможенного дела, предусмотренного ТК ЕАЭС и ст. 226 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ об уплате утилизационного сбора по 3-м транспортным средствам подлежит уплате в сумме 1092200 руб.
23 января 2024 года Челябинской таможней в адрес ФИО1 направлено уведомление о взыскании утилизационного сбора в сумме 1092200 руб., пени 231134,93 руб. и необходимости погашения задолженности не позднее 20 календарных дней со дня получения уведомления, при этом в случае направления уведомления по почте заказным письмом днем его получения считается 6 рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма (л.д. 18).
Указанное уведомление не было получено ФИО1 и возвращено 15 февраля 2024 года отправителю за истечением срока хранения (л.д. 19-21).
С учетом изложенного указанное уведомление считается полученным 01 февраля 2024 года.
Указанное требование о доплате суммы утилизационного сбора ФИО1 в установленный срок не было исполнено, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Сведения об уплате утилизационного сбора суду административным ответчиком не представлено.
С 1 января 2018 года порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза регулируется главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 260 ТК ЕЭС таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
В соответствии с п. 3 ст. 260 ТК ЕЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
Взимание утилизационного сбора регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), в пункте 1 статьи 24.1 которого определено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической. безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременность уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляет уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены «Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора» (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора;(далее - Перечень).
В силу пункта 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
В соответствии с пунктом 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием 3 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Согласно примечанию 5. к Перечню базовая ставка - для расчета размера утилизационного сбора равна 20000 руб.
В пункте 3 Раздела 1 Перечня установлен льготный коэффициент в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя - 0,26 (для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет).
Согласно пункту 12 Правил на таможенный орган возложена обязанность осуществлять проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
При неисполнении уведомлений в сроки, указанные в ч. 19 ст. 73 ФЗ-289, таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с главой 12 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ч. 20 ст. 73 ФЗ-289).
Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке (ч. 5 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ).
Как следует из п. 4 ст. 57 ТК ЕАЭС, при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный ТК ЕАЭС срок уплачиваются пени.
Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве-члене, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.
Положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. 3 ст. 72 Федерального закона 03.08.2018 № 289-ФЗ обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Согласно п. 7 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
В соответствии с п. 8 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена.
Согласно п. 10 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 ст. 72 Федерального закона.
В соответствии с п. 11 ст. 72 Федерального закона ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В соответствии с п. 16 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день проведения такого начисления включительно, если на день начисления пеней обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не исполнена.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) настоящих Правил.
Течение срока, определенного периодом времени, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало, а исчисляемого часами, - с часа, следующего за часом наступления события, которым определено его начало (пункт 3 статьи 4 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Из представленного таможенным органом расчета следует, что сумма задолженности по состоянию на 20 мая 2025 года составляет 1646232,41 руб., в том числе: утилизационный сбор – 1092200 руб., пени по состоянию на 20.05.2025 г. – 554032,41 руб., а именно:
- по автомобилю Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) № сумма подлежащая к доплате утилизационного сбора составляет 308600 руб., сумма пени за период с 10.01.2022 г. по 20.05.2025 г. составляет 172548,66 руб.;
- по автомобилю Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) № сумма подлежащая к доплате утилизационного сбора составляет 308600 руб., сумма пени за период с 26.04.2022 г. по 20.05.2025 г. составляет 156856,25 руб.;
- по автомобилю Geely Emgrand X7 2015 года выпуска идентификационный номер (VIN) № сумма подлежащая к доплате утилизационного сбора составляет 475000 руб., сумма пени за период с 27.07.2022 г. по 20.05.2025 г. составляет 224627,5 руб.
Проверяя правильность предоставленного таможенным органом расчета суммы подлежащего уплаты утилизационного сбора по вышеуказанным ввезенным на территорию РФ ФИО1 транспортным средствам, приведенного в тексте искового заявления, суд не может согласиться с размером указанной задолженности в сумме 1092200 руб., поскольку согласно ответа УФНС России по Московской области № 15-03/056666@ от 16 октября 2025 года на запрос суда следует, что согласно информационных ресурсов Московской области в отношении транспортного средства Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) № заводом изготовителем ООО «ИМС» (ИНН <***>) 29 декабря 2014 года был исчислен и уплачен утилизационный сбор. Информацией о возврате утилизационного сбора заводу изготовителю не располагает.
Соответственно обязанность по уплате утилизационного сбора в отношении автомобиля Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) № была исполнена заводом изготовителем ООО «ИМС», в связи с чем сумма утилизационного сбора в отношении указанного автомобиля, а также пени не подлежит взысканию с административного ответчика.
Таким образом, сумма подлежащего взысканию с ФИО1 утилизационного сбора составит 783600 руб. (1092200 - 308600).
Разрешая заявленные исковые требования о взыскании пени по состоянию на 20 мая 2025 года суд исходит из следующего.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 11(2) Правил документы, предусмотренные пунктом 11 Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации.
Течение срока, определенного периодом времени, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало, а исчисляемого часами, - с часа, следующего за часом наступления события, которым определено его начало (пункт 3 статьи 4 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Учитывая положения пункта 3 статьи 4 Таможенного кодекса ЕАЭС, учитывая, что срок исчисляется днями, течение вышеуказанного срока (15 дней), начинается на следующий день после пересечения транспортным средством границы.
На основании пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ) установлено, что для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Такой мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, введен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года № 497, вступившим в силу со дня его официального опубликования (с 1 апреля 2022 года) и действовавшим в течение шести месяцев (по 01 октября 2022 года включительно).
На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся, наступали последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Федеральный закон № 127-ФЗ, в том числе, неначисление неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей) (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Федерального закона № 127-ФЗ).
Из разъяснений, приведенных в пунктах 2 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона № 12"-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 20и2 года №. 127-ФЗ на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет. В период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), неустойка (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие. В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Федерального закона № 127-ФЗ) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Аналогичный правовой подход приведен судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ в определении №305-ЭС24-7916 от 22 августа 2024 года.
Таким образом, по общему правилу, в период действия моратория финансовые санкции не начисляются только на требования, возникшие до введения моратория.
При таких обстоятельствах с учетом даты ввоза транспортного средства и оформления документов в отношении автомобиля Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) № – 11 апреля 2022 года и предусмотренного срока для предоставления документов – 15 дней, пени в отношении указанного автомобиля подлежит исчислению с 26 апреля 2022 года и по состоянию на 20 мая 2025 года составляет 156856,25 руб.; в отношении автомобиля Geely Emgrand X7 2015 года выпуска идентификационный номер (VIN) № – 12 июля 2022 года и предусмотренного срока для предоставления документов – 15 дней, пени в отношении указанного автомобиля подлежит исчислению с 27 июля 2022 года и по состоянию на 20 мая 2025 года составляет 224627,5 руб.
Суд, проверив представленный административным истцом расчет пени, соглашается с представленным административным истцом расчетом суммы пени в отношении автомобилей Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) № за период с 26.04.2022 г. по 20.05.2025 г. в сумме 156856,25 руб. и Geely Emgrand X7 2015 года выпуска идентификационный номер (VIN) № за период с 27.07.2022 г. по 20.05.2025 г. в сумме 224627,5 руб.
Поскольку требования о взыскании неустойки возникли в период действия моратория, соответственно пени по неуплате утилизационного сбора по указанным транспортным средствам Great Wall H3 2014 года выпуска идентификационный номер (VIN) № и Geely Emgrand X7 2015 года выпуска идентификационный номер (VIN) № в период действия моратория подлежат начислению.
При таких обстоятельствах с ФИО1 подлежит взысканию сумма пени за неуплату утилизационного сбора по состоянию на 20.05.2025 г. в размере 381483,75 руб.
Согласно п. 1 ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Поскольку в таможенном законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании с физического лица таможенных платежей, исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также положений статей 34, 48 Налогового кодекса РФ, на взыскание обязательных таможенных платежей в судебном порядке распространяется шестимесячный срок для обращения таможенных органов в суд, установленный статьей 48 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 15(1) раздела II Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбор, утвержденных Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Поскольку уведомление ФИО1 считается полученным 01 февраля 2024 года, а уплата указанной в уведомлении суммы должна быть осуществлена не позднее 20 календарных дней с даты получения уведомления, соответственно последним днем для исполнения обязанности по доплате утилизационного сбора должна быть исполнена по 21 февраля 2024 года.
С учетом изложенного административный истец должен был обратиться с заявлением о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора не позднее 21 августа 2024 года.
С настоящим административным исковым заявлением Челябинская таможня обратилась 03 июля 2024 года, что следует из отметки почтового органа на конверте (л.д. 79), то есть с соблюдением установленного шестимесячного срока.
Доказательств уплаты указанных в иске сумм утилизационного сбора, пени,, ответчиком в полном объеме суду не представлено.
При таких обстоятельствах с ответчика подлежит взысканию задолженность по обязательным платежам в сумме 1165083,75 руб., в том числе: утилизационный сбор – 783600 руб., пени за неуплату утилизационного сбора по состоянию на 20.05.2025 г. в размере 381483,75 руб.
Также с учетом положений ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 26651 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Челябинской таможни к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, пени, - удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 хх.хх.хх года рождения, зарегистрированного по адресу: ..., (паспорт № выданный ГУ МВД России по Челябинской области 30 июля 2019 года) в пользу Челябинской таможни (ИНН <***>) сумму задолженности по обязательным платежам в сумме 1165083,75 руб., в том числе: утилизационный сбор – 783600 руб., пени за неуплату утилизационного сбора по состоянию на 20.05.2025 г. в размере 381483,75 руб.
Взыскать с ФИО1 хх.хх.хх года рождения, зарегистрированного по адресу: ..., (паспорт № выданный ГУ МВД России по Челябинской области 30 июля 2019 года) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 26651 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Металлургический районный суд г. Челябинска.
Председательствующий Петров А.С.
Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2025 года.