№2а-3127/2025
УИД 30RS0003-01-2025-004540-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2025 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Андреевой И.М.,
при секретаре Бодровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 <ФИО>13 к Астраханской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, Астраханскому таможенному посту Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, начальнику Астраханского таможенного поста Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы <ФИО>7 о признании действий (бездействия) государственного органа, должностных лиц незаконными,
установил :
ФИО1 <ФИО>14 обратилась в суд с иском к Астраханской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, Астраханскому таможенному посту Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, начальнику Астраханского таможенного поста Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы <ФИО>7 о признании действий (бездействия) государственного органа, должностных лиц незаконными.
В обоснование административного искового заявления ФИО1 указывает, что административным истцом <дата> осуществлен ввоз на таможенную территорию ЕАЭС легкого автомобиля марки HYUNDAI модели ELANTRA, VIN <номер>, 2024 года выпуска, цвет белый, для личного пользования.
Выпуск товара осуществлялся на территории Республики Киргизия. Транспортное средство марки HYUNDAI модель ELANTRA, VIN <номер>, 2024 года выпуска, цвет белый, ввезенное <ФИО>1 для личного пользования из Китая, выпущено <дата> в свободное обращение таможенными органами Республики Киргизия по пассажирской таможенной декларации <номер>.
Декларантом по пассажирской таможенной декларации <номер> является <ФИО>1
Таможенное декларирование осуществлялось с применением заграничного паспорта <ФИО>1, выданного органами МВД России.
После ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», <ФИО>1 <дата> в Астраханский таможенный пост Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации подано заявление о списании с единого лицевого счета утилизационного сбора в размере 3400 руб.
<дата> <ФИО>1 нарочно получен отказ о списании утилизационного сбора на основании пункта 12 (2) Постановления, в связи с недостоверностью или неполнотой представления документов.
<дата> <ФИО>1 повторно направлено заявление о списании утилизационного сбора с приложением, помимо установленных, пунктом 11 Постановления документов, копии заграничного паспорта гражданина РФ. В расчете суммы утилизационного сбора, поданного в Астраханский таможенный пост, указано о необходимости направления принятого таможенным органом решения о принятии или отказа в принятии расчета по адресу регистрации и по номеру телефона.
Письмом начальника Астраханского таможенного поста <ФИО>7 от <дата> <номер> возвращен комплект документов, то есть отказано в списании «льготного» утилизационного сбора, в связи, с несоблюдением одного из условий сноски (6) раздела I Перечня постановления Правительства Российской Федерации от <дата> №, 1291, а именно: в отношении транспортного средства таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Согласно ответа и.о. первого заместителя начальника Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы <ФИО>3 от <дата> <номер>/А-0031 для списания «льготного» утилизационного сбора <ФИО>1 не соблюдено условие о том, что транспортное средство, решение о выпуске которого в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза принято не таможенными органами Российской Федерации, с даты такого выпуска до даты его отчуждения в пользу гражданина Российской Федерации должно пройти не менее 12 месяцев.
С отказом в применении в отношении ввезенного транспортного средства HYUNDAI модели ELANTRA, VIN <номер>, 2024 года выпуска, цвет белый, для личного пользования, утилизационного сбора в размере «0,17», изложенного в письмах начальника Астраханского таможенного поста <ФИО>7 от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, и.о. первого заместителя начальника Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы <ФИО>3 от 17.03.20251<номер>-. 03-16/А-0031 административный истец не согласна по следующим основаниям.
Полагает, что в соответствии с Договором о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от <дата> (подписан в <адрес> <дата>), <адрес> является одним из государств-членов Евразийского экономического союза, на территории которых осуществляется единое таможенное регулирование.
Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, утверждены Решением Совета ЕЭК <номер>.
В отношении транспортных средств, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет и стоимость которых не превышает 8 500 евро в эквиваленте, применяется единая ставка 54 % от стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. СМ рабочего объема двигателя (пункт 3 таблицы 2 Единых ставок таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования; в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, утвержденных Решением Совета ЕЭК <номер>).
В отношении товара автомобиля марки HYUNDAI модель ELANTRA, VIN <номер>, 2024 года выпуска, цвет белый, таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам в порядке, определенном главой 37 ТК ЕАЭС, что подтверждается письмом и.о. первого заместителя начальника Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы <ФИО>3 от <дата> <номер>/А-0031.
Административный истец полагает, что в случае <ФИО>1 автомобиль HYUNDAI ELANTRA ввезен для использования в личных целях и отчуждение указанного транспортного средства не наступит, так как декларантом по пассажирской таможенной декларации является она сама. При этом <ФИО>1 является гражданкой Российской Федерации, гражданства иного государства не имеет. Полагает, что вышеуказанное положение об отчуждении транспортного средства гражданину Российской Федерации не менее, чем через 12 месяцев со дня его выпуска в свободное обращение, не должно распространяться на ввезенный <ФИО>1 автомобиль HYUNDAI модели ELANTRA, VIN <номер>, 2024 года выпуска, цвет белый и следовательно <ФИО>4 имеет право на списание «льготного» утилизационного сбора, поскольку транспортное средство не отчуждалось и не будет отчуждено, так как ввезено для личного использования.
Согласно ответа и.о. первого заместителя начальника Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы <ФИО>3 от <дата> <номер>/А-0031 таможенной орган осуществляет самостоятельное толкование в свою пользу положения об отчуждении транспортного средства гражданину Российской Федерации не менее, чем через 12 месяцев со дня его выпуска в свободное обращение.
На основании вышеизложенного <ФИО>1 просит признать незаконными действия начальника Астраханского таможенного поста Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации ФИО2, Астраханского таможенного поста Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации, выразившиеся в возврате комплекта документов для целей подтверждения уплаты утилизационного сбора (письма Астраханского таможенного поста от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, Астраханской таможни от <дата> <номер>/А-0031) и в отказе применения и списания в отношении транспортного средства, ввезенного <ФИО>1, «пониженного» коэффициента утилизационного сбора в размере «0,17». Обязать Астраханский таможенный пост Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Астраханскую таможню Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации повторно рассмотреть комплект документов об уплате и учете (списании) утилизационного сбора за транспортное средство HYUNDAI модели ELANTRA, VIN <номер>, 2024 года выпуска, цвет белый и осуществить списание утилизационного сбора с применением коэффициента «0,17»; предусмотренного п. 3 раздела I Перечня для расчета утилизационного сбора; утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации <номер>, в отношении «транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования».
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, в деле участвует представитель.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, доводы, изложенные в иске поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Астраханской таможни ФИО4, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что основанием для отказа в учете денежных средств в качестве утилизационного сбора и возврате документов явилось не соблюдение административным истцом условий, предусмотренных сноской 6 Перечня, утвержденного Постановлением раздела I Перечня постановления Правительства Российской Федерации от <дата> №, 1291.
В судебное заседание начальник Астраханского таможенного поста Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы <ФИО>7 не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий оспариваемые решения, действия (бездействие) соответствующих органов и должностных лиц не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 части 10 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На дату подачи Расчета от <дата>, от <дата> действовала редакция постановления Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
На основании пункта 1 статьи 24.1 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Плательщиками утилизационного сбора являются, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (пункт 3 статьи 24.1 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1291 (далее - Правила).
При этом взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил).
Утилизационный сбор исчисляется и уплачивается плательщиком самостоятельно (пункт 5 Правил), для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним по утвержденной форме, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора (пункт 11 Правил).
Пунктом 3 "Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1291, установлено, что утилизационный сбор подлежит расчету исходя из коэффициента 0,26, применяемого для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного использования вне зависимости от объема двигателя (20 000 х 0,26).
В пункте 11 "Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора", также утвержденных указанным постановлением, приведен перечень документов, которые необходимо представить плательщику утилизационного сбора, указанному в абзаце 2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 1291 таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора, проверку поступления суммы платежей в полном объеме и формирует таможенный приходный ордер.
В тексте Перечня конкретизированы условия, которые должны соблюдаться для применения минимальных (пониженных) коэффициентов суммы утилизационного сбора.
При этом пониженные коэффициенты уплаты утилизационного сбора, предусмотренные пунктом 3 раздела 1 Перечня, применимы только при условии соответствия транспортного средства понятию, определенному в сноске 6 к Перечню, а именно для целей раздела 1 Перечня под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, ввезенное в Российскую Федерацию физическим лицом, в отношении которого одновременно соблюдаются следующие условия:
- транспортное средство ввезено плательщиком утилизационного сбора, который в Расчете указал, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования;
-транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора.
Судом установлено, что административным истцом <дата> осуществлен ввоз на таможенную территорию ЕАЭС легкого автомобиля марки HYUNDAI модели ELANTRA, VIN <номер>, 2024 года выпуска, цвет белый, для личного пользования.
Выпуск товара осуществлялся на территории Республики Киргизия. Транспортное средство марки HYUNDAI модель ELANTRA, VIN <номер>, 2024 года выпуска, цвет белый, ввезенное <ФИО>1 для личного пользования из Китая, выпущено <дата> в свободное обращение таможенными органами Республики Киргизия по пассажирской таможенной декларации <номер>.
Декларантом по пассажирской таможенной декларации <номер> является <ФИО>1
Таможенное декларирование осуществлялось с применением заграничного паспорта <ФИО>1, выданного органами МВД России.
При подаче Расчетов для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора <ФИО>1 на таможенный пост в целях списания утилизационного сбора в отношении транспортного средства были представлены следующие документы: ПТД <номер>; таможенный приходный ордер <номер>; товарно-транспортная накладная №ZYD2024017 (получатель <ФИО>1 <адрес>, Киргизская Республика); инвойс от <дата> №IN2024120801; упаковочный лист от <дата> IN2024120801; СМR 06 от <дата> (получатель <ФИО>1 <адрес> Федерация).
Таможенное декларирование осуществлялось с применением заграничного паспорта <ФИО>1, выданного органами МВД России.
После ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», <ФИО>1 <дата> в Астраханский таможенный пост Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации подано заявление о списании с единого лицевого счета утилизационного сбора в размере 3400 руб.
<дата> <ФИО>1 нарочно получен отказ о списании утилизационного сбора на основании пункта 12 (2) Постановления, в связи с недостоверностью или неполнотой представления документов.
<дата> <ФИО>1 повторно направлено заявление о списании утилизационного сбора с приложением, помимо установленных, пунктом 11 Постановления документов, копии заграничного паспорта гражданина РФ. В расчете суммы утилизационного сбора, поданного в Астраханский таможенный пост, указано о необходимости направления принятого таможенным органом решения о принятии или отказа в принятии расчета по адресу регистрации и по номеру телефона.
Письмом начальника Астраханского таможенного поста <ФИО>7 от <дата> <номер> возвращен комплект документов, то есть отказано в списании «льготного» утилизационного сбора, в связи, с несоблюдением одного из условий сноски (6) раздела I Перечня постановления Правительства Российской Федерации от <дата> №, 1291, а именно: в отношении транспортного средства таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Указанное письмо от <дата> <номер> получено <ФИО>1 по адресу регистрации <дата>
Согласно сведениям, указанным на официальном сайте АО «Почта России», указанное письмо (почтовое отправление <номер>) направлено таможенным органом <дата>
В связи с неполучением в установленные сроки письменного ответа по направленному <дата> заявлению о списании утилизационного сбора <ФИО>1 <дата> по электронным каналам, связи направлено обращение в Астраханскую таможню.
Согласно ответа и.о. первого заместителя начальника Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы <ФИО>3 от <дата> <номер>/А-0031 для списания «льготного» утилизационного сбора <ФИО>8 не соблюдено условие о том, что транспортное средство, решение о выпуске которого в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза принято не таможенными органами Российской Федерации, с даты такого выпуска до даты его отчуждения в пользу гражданина Российской Федерации должно пройти не менее 12 месяцев.
В ходе проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора таможни установлено, что избранный <ФИО>9 коэффициент (0,17) для расчета суммы утилизационного сбора применению не подлежит.
В связи с чем таможенным постом принято решение о возврате документов по уплате утилизационного сбора.
На основании представленных в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора (пункт 12 Правил).
Исходя из пункта 12 (2) Правил, по результатам проведенных проверок в соответствии с пунктами 12 и 12 (1) настоящих Правил таможенный орган осуществляет: учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере и проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шасси транспортных средств) или прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора или направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил; либо возвращает плательщику комплект документов с указанием причины отказа.
Пункт 12 (3) Правил указывает, что основаниями для возврата плательщику комплекта документов является недостоверность или неполнота сведений, представленных плательщиком на основании пункта 11 настоящих Правил.
Из пункта 3 раздела I Перечня следует, что утилизационный сбор подлежит расчету исходя из коэффициента 0,17, применяемого для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного использования вне зависимости от объема двигателя (20 000 х 0,17).
Согласно сноске 6 к пункту 3 раздела I Перечня, для целей раздела I настоящего Перечня под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, ввезенное в Российскую Федерацию физическим лицом после <дата>, в отношении которого одновременно соблюдаются следующие условия:
-транспортное средство ввезено плательщиком утилизационного сбора, который в расчете суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", приведенном в приложении N 1 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", указал, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования;
-транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора;
-таможенные пошлины, налоги в отношении транспортного средства уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Таким образом, Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1291 (в редакции Постановления Правительства РФ от <дата> N 1722) конкретизированы условия, при которых транспортное средство признается ввезенным для личного пользования. При этом особо указано на одновременное соблюдение всех названных выше условий.
Согласно пункту 1 статьи 266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.
Как следует из статьи 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В подпункте 47 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза приведено понятие "товары Союза": находящиеся на таможенной территории Союза товары, полностью произведенные (добытые, полученные, выращенные) на таможенной территории Союза; находящиеся на таможенной территории Союза товары, приобретшие статус товаров Союза либо признанные товарами Союза в соответствии с настоящим Кодексом либо до его вступления в силу; находящиеся на таможенной территории Союза товары, произведенные (изготовленные) в одном или нескольких государствах-членах из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта; товары, вывезенные с таможенной территории Союза и сохранившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом.
Как указано административным ответчиком, в расчете суммы утилизационного сбора <ФИО>9 недостоверно указаны сведения в части предназначения транспортного средства "для личного пользования", при этом совокупность условий, установленная в сноске 6 к пункту 3 раздела I Перечня, при соблюдении которых транспортное средство приобретает статус "для личного пользования", заявителем не выполнена, в представленном пакете документов отсутствуют сведения, подтверждающие выполнение требований абзаца 4 сноски 6 к пункту 3 раздела I Перечня (таможенные пошлины, налоги в отношении транспортного средства уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). Само по себе оформление электронного паспорта транспортного средства, не может служить самостоятельным основанием для признания спорного автомобиля транспортным средством для личного пользования.
В силу приведенных нормативных положений, установленных обстоятельств дела, суд полагает заслуживающими внимание доводы ответчика о том, что спорный автомобиль не обладает статусом "для личного пользования" ввиду отсутствия совокупности условий, установленных Перечнем. Таким образом, у административного ответчика имелись законные основания для возвращения <ФИО>9 представленного им пакета документов.
Проанализировав представленные доказательства, оперируя нормами статьи 24.1 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1291 (далее - Перечень), пунктами 11, 12(3) Правил, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку административным истцом в таможенный орган не представлены документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В отношении транспортного средства таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. При этом для транспортного средства, решение о выпуске которого в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза принято не таможенными органами Российской Федерации, с даты такого выпуска до даты его отчуждения в пользу гражданина Российской Федерации должно пройти не менее 12 месяцев;
В отношении транспортного средства документы, определяющие право плательщика утилизационного сбора на владение таким транспортным средством, оформлены до <дата> (включительно) и в отношении такого транспортного средства оформлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР <номер>) до <дата> (включительно) (при условии подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора до <дата>); транспортное средство произведено на территории Российской Федерации и находилось на государственном регистрационном учете в государствах - членах Евразийского экономического союза не менее 12 месяцев; транспортное средство приобретено плательщиком утилизационного сбора на открытых аукционах (торгах), проводимых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и (или) его подразделениями на территории Российской Федерации;
транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 6 приложения N 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от <дата> N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования"; транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Поскольку в рассматриваемой правовой ситуации необходимая совокупность перечисленных условий ФИО1 соблюдена не была, таможенный орган справедливо не нашел оснований согласиться с размером утилизационного сбора, исчисленным административным истцом.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ФИО1 о признании действий Астраханской таможни подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административное исковое заявление ФИО1 <ФИО>15 к Астраханской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, Астраханскому таможенному посту Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, начальнику Астраханского таможенного поста Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы ФИО2 о признании действий (бездействия) государственного органа, должностных лиц незаконными - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца, через Советский районный суд г.Астрахани.
Мотивированный текст решения изготовлен 14 августа 2025 года.
Судья И.М. Андреева