Дело № 2а-3953/2022

22RS0068-01-2022-003801-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2022 года г.Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула в составе:

председательствующего судьи Быхуна Д.С.,

при секретаре Мардарь В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по налогу на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 21512,67 руб., пени по налогу на доходы физических лиц за период с 31 июля по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1599,27 руб.

В обоснование требований указано, что ФИО2 на праве собственности в 2019 году принадлежало транспортное средство «», государственный регистрационный знак №. В этой связи ФИО2 является плательщиком транспортного налога. Между тем, транспортный налог за 2019 год своевременно уплачен не был, в связи с чем образовалась недоимка. Налоговое уведомление, требование об уплате налога направлены налогоплательщику, однако, оплата задолженности в установленный срок не произведена. Кроме того, ФИО2 является арбитражным управляющим, однако налог на доходы физических лиц за 2019 год им своевременно не уплачен, в связи с чем на задолженность начислена пеня. Судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению административного ответчика.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще телефонограммой, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой (пункт 2 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» в редакции, действовавшей в момент возникновения обязанности по уплате налога за 2019 года, налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства – в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 120 рублей.

Согласно части 2 статьи 2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налогоплательщики – физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2019 году за ФИО1 было зарегистрировано следующее транспортное средство: автомобиль легковой «», государственный регистрационный знак № мощность двигателя 286 л.с., дата постановки на регистрационный учет – ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи размер транспортного налога за 2019 год составляет: 286 л.с. (мощность двигателя) * 120 руб. (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев владения с учетом пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации) = 34320 руб.

Аналогичный расчет произведен налоговым органом в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 той же статьи налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма

Из материалов дела следует, что налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2019 год от ДД.ММ.ГГГГ № с расчетом налога и сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, направлено ФИО2 посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», получено ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок ФИО2 не произвел уплату налогов. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ в его адрес через «Личный кабинет налогоплательщика» направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2016 год, которое не было исполнено.

При этом в силу пункта 23 Приказа ФНС России от 22 августа 2017 года ММВ-7-17/617 датой отправки документов (информации), сведений налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений налогоплательщиком считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Отправление в адрес административного ответчика налогового уведомления и требования об уплате налогов, пени подтверждается представленными в материалы дела сведениями из личного кабинета административного ответчика, получение указанных уведомления и требования ФИО1 не оспаривается, от использования сервиса административный ответчик отказался ДД.ММ.ГГГГ, то есть после получения вышеназванных документов.

Таким образом, налоговым органом обязанность по направлению налогового уведомления и требования исполнена надлежаще, в связи с чем в силу вышеназванных положений Налогового кодекса Российской Федерации они считаются полученными налогоплательщиком.

Согласно требованию срок оплаты недоимки установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок оплата налога ответчиком не произведена.

Из административного искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком частично оплачена недоимка по налогу в сумме 12807,33 руб., в связи с чем остаток задолженности составляет 21512,67 руб.

В силу пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В силу пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 февраля 2015 года № 422-О разъяснил, что положения указанных выше пунктов статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

На основании изложенного суммы пени, заявленные в рассматриваемом административном иске, могут быть взысканы лишь при соблюдении административным истцом порядка и срока принудительного взыскания самих сумм налога на доходы физических лиц за спорный период.

Решением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-770/2022 административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № по .... удовлетворены. С ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № по .... с зачислением в соответствующий бюджет взыскан налог на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 18565 руб., пеня за период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 410,23 руб.

Решение не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2019 год своевременно погашена не была, налоговым органом на сумму недоимки начислена пеня за период 31 июля по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно расчету административного истца, размер пени составляет 1599,27 руб. Указанный расчет судом проверен и признан верным.

В связи с неуплатой налога и наличием задолженности налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в сумме 1599,27 руб., начисленной за период 31 июля по ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Требование получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотом личного кабинета налогоплательщика.

В данный срок оплата задолженности не произведена.

Проверяя соблюдение налоговым органом порядка принудительного взыскания, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу абзацев 3, 4 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказ (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Поскольку право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица возникает только после истечения срока исполнения налогового требования, то начало течения шестимесячного срока обращения в суд, установленного абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, следует исчислять со дня истечения срока исполнения соответствующего требования об уплате задолженности, в связи с неисполнением которого общая сумма задолженности превысила 10000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение шести месяцев по истечении установленного в требовании № срока, административный истец обратился за выдачей судебного приказа.

Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г.Барнаула от 16 августа 2021 года определением того же мирового судьи от 17 ноября 2021 года отменен.

Настоящее административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

То обстоятельство, что в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен срок оплаты до ДД.ММ.ГГГГ, о пропуске срока на обращение в суд не свидетельствует, поскольку общая сумма подлежащей взысканию задолженности превысила 10000 рублей ДД.ММ.ГГГГ по истечению установленного в требовании № срока, что свидетельствует о своевременном обращении административного истца за выдачей судебного приказа о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц.

Таким образом, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок принудительного взыскания недоимки соблюден, в связи с чем имеются фактические и правовые основания для взыскания с ответчика транспортного налога за 2019 год в размере 21512,67 руб., пени по налогу на доходы физических лиц за 2019 год за период с 31 июля по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1599,27 руб.

С учетом изложенного, требования Межрайонной ИФНС России № по .... подлежат удовлетворению.

На основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с удовлетворением исковых требований с ФИО1 в доход муниципального образования городской округ .... подлежит взысканию государственная пошлина в размере 893,36 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: ...., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по .... с зачислением в соответствующий бюджет недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 21512,67 руб., пеню по налогу на доходы физических лиц за 2019 год за период с 31 июля по ДД.ММ.ГГГГ – 1599,27 руб., всего на общую сумму 23111,94 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – городской округ г.Барнаул государственную пошлину в размере 893,36 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Д.С. Быхун

Мотивированное решение составлено 30 августа 2022 года.