К делу №2а-862/2025

УИД 23RS0046-01-2025-001065-49

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Славянск-на-Кубани 24 сентября 2025 года

Славянский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Лысенко К.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хачатрян Я.А.

с участием

представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Краснодарской таможни к ФИО2 о взыскании задолженности по утилизационному сбору и пени,

установил:

Краснодарская таможня в лице представителя ФИО3, действующего на основании доверенности, предъявила в Славянский районный суд Краснодарского края административный иск к ФИО2 о взыскании задолженности по утилизационному сбору в размере 123800 рублей и пени в размере 942824,30 рублей по тем основаниям, что ФИО2 15.01.2024 обратился на Крымский таможенный пост Краснодарской таможни с целью уплаты утилизационного сбора в отношении транспортного средства, ввезено на территорию Российской Федерации из Республики Армения, посредством подачи заявления и документов, в том числе расчета суммы утилизационного сбора, в котором применен коэффициент расчета 0,26, в связи с чем уплачен утилизационный сбор в размере 5200 рублей. Однако отношении ввезенного ФИО2 транспортного средства при расчете утилизационного сбора необходимо применять коэффициент расчета утилизационного сбора, установленный пунктом 2 Раздела I Перечня (в редакции, действующей на дату подачи заявления – 15.01.2024 г.) в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см, в размере 63,95. В этой связи сумма утилизационного сбора составляет 1279000 рублей. Учитывая, что ответчиком утилизационный сбор уплачен в размере 5200 рублей, сумма неуплаченного утилизационного сбора составляет 127300 рублей. Поскольку ответчиком утилизационный сбор в полном размере не оплачен также подлежит взысканию пени с 11.01.2020 по 15.08.2025.

В судебном заседании представитель административного истца, поддержав заявленные требования, настаивали на их удовлетворении.

Административный ответчик, уведомленный о разбирательстве дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не известно.

Суд, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основании обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, пришел к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации уплата законно установленных налогов и сборов - это обязанность каждого.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено из материалов дела следует, что административный ответчик, являясь гражданином РФ <...> обратился на Крымский таможенный пост Краснодарской таможни с целью уплаты утилизационного сбора в отношении транспортного средства марки «<...> года выпуска, рабочий объем двигателя 2354 куб.см, идентификационный номер (<...>, ввезенного на территорию Российской Федерации из Республики Армения, с заявлением, предоставив следующие документы: расчет суммы утилизационного сбора от 15.01.2024; копию таможенного приходного ордера, оформленного в <...> <...>; копию свидетельства об учете ТС (<...>) на имя ФИО2; копию договора купли-продажи автомобиля от <...>; копию справки о снятии транспортного средства с государственной регистрации (учета) <...> от <...>; копию выписки из электронного паспорта транспортного средства <...> от <...>; копию паспорта гражданина Российской Федерации.

Согласно расчету суммы утилизационного сбора, представленного ФИО2, с целью его уплаты, применен коэффициент расчета утилизационного сбора 0,26, в связи с чем был уплачен утилизационный сбор в размере 5200 рублей.

В качестве документа, по которому уплачивались таможенные платежи при осуществлении таможенного декларирования транспортного средства в <...>, ФИО2 представлен ТПО <...>, оформленный в <...> <...>, по которому таможенные пошлины, налоги уплачены не по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 ТК ЕАЭС.

По ТПО <...>, оформленном в <...> <...>, уплачены таможенные платежи в виде таможенной пошлины (код - 2010) и налога на добавленную стоимость (код - 5010).

Пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ) установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно пункту 2 статьи 24.1 названного закона виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 указанной нормы плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Пунктом 4 указанной нормы установлено, что что порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень), Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ №1291).

В соответствии с пунктом 3 Правил, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, ввозящие транспортные средства в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Перечнем определен порядок расчета и размеры утилизационного сбора для каждой категории транспортных средств.

Согласно пункту 11(2) Правил для целей исчисления суммы утилизационного сбора применяются базовая ставка и коэффициент расчета размера утилизационного сбора, установленные Перечнем, действующие на: день регистрации таможенной декларации в отношении колесного транспортного средства (шасси) и (или) прицепа к нему; день подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, указанного в пункте 11 настоящих Правил, в случае если колесное транспортное средство (шасси) и (или) прицеп к нему не подлежат таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию.

Согласно сноске 6 Перечня (в редакции, действующей на дату подачи заявления – 15.01.2024) для целей раздела I Перечня под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, ввезенное в Российскую Федерацию физическим лицом, в отношении которого одновременно соблюдаются следующие условия: транспортное средство ввезено плательщиком утилизационного сбора, который в расчете суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приведенном в приложении № 1 к Правилам, указал, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования; транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора; таможенные пошлины, налоги в отношении транспортного средства уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, или оформлены документы, подтверждающие право собственности плательщика утилизационного сбора на транспортное средство, до 29 октября 2023 года (включительно) и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – СБКТС) - до 21 декабря 2023 года.

Глава 37 ТК ЕАЭС регламентирует особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования, в том числе порядок применения таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС любым способом, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа либо по единой ставке. Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, установлены Приложением № 2 к Решению № 107 (Таблица № 2).

Таким образом, установив, что в расчете суммы утилизационного сбора, представленном административным ответчиком, применен коэффициент расчета утилизационного сбора 0,26, установленный в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, ввозимых физическими лицами для личного пользования с рабочим объемом двигателя не превышающим 3000 куб.см, при этом для применения коэффициента расчета утилизационного сбора 0,26 и уплаты утилизационного сбора в размере оплаченном административным ответчиком должна быть применена единая ставка в соответствии с Приложением №2 к Решению №107, и документ, подтверждающий право собственности административного ответчика на транспортное средство – свидетельство об учете ТС (Республика Армения) действует до 29.10.2023, но в пакете документов отсутствует СБКТС – выданный до 21.12.2023, что не позволяет рассматривать транспортное средства административного ответчика транспортное средство для целей раздела I Перечня как транспортное средство для личного пользования и применять коэффициент расчета утилизационного сбора в соответствии с п. 3 раздела I Перечня («пониженный» или «льготный» коэффициент), и ФИО2 не соблюдено ни одно из условий абзаца 4 сноски 6 к Перечню и применение коэффициента расчета утилизационного сбора в соответствии с пунктом 3 Раздела I Перечня является неверным, поскольку в отношении ввезенного ФИО2 транспортного средства при расчете утилизационного сбора необходимо применять коэффициент расчета утилизационного сбора, установленный пунктом 2 Раздела I Перечня (в редакции, действующей на дату подачи заявления – 15.01.2024) в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб.см, но не более 3000 куб. сантиметров, в размере 63,95, то есть сумма утилизационного сбора составляет 1279000 рублей (63,95 * 20000 рублей), принимая во внимание, что административным ответчиком утилизационный сбор уплачен в размере 5200 рублей, с него в пользу административного истца подлежит уплате сумма утилизационного сбора составляет 127300 рублей.

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Исполнение обязанности по уплате указанной пени, ее взыскание и возврат осуществляются в порядке, установленном Правилами для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора в отношении транспортного средства подлежат исчислению на день фактической уплаты сумм утилизационного сбора подлежащих доплате.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

В связи с выявленным фактом неуплаты утилизационного сбора в отношении вышеуказанных транспортных средств Краснодарская таможня информировала исходящим от 28.04.2025 № 58-11/0058 ФИО2 о необходимости уплаты утилизационного сбора и пеней за неуплату утилизационного сбора. Согласно почтовому уведомлению письмо Краснодарской таможни вручено адресату 10.05.2025.

Суд, проверив расчет пени административного ответчика, считает его, принимая во внимание положения пункта 11(2) Правил, а также данных о пересечении границы и регистрации транспортного средства, правильным и арифметически верным, доказательств его порочности суду не предоставлено, в связи с чем суд считает, что с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию пени в размере 942824,30 рублей.

На основании статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 40 Постановления от 27.09.2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Положениями пункта 2 статьи 61.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в бюджеты муниципальных районов.

В связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина, составившая с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации 37166,24 рублей, подлежит взысканию с административного ответчика.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 174-180 КАС РФ, суд

решил:

административное дело по административному иску Краснодарской таможни к ФИО2 о взыскании задолженности по утилизационному сбору и пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, <...> года рождения, родившегося в <...>, зарегистрированного по адресу: <...> (паспорт гражданина РФ <...> выдан ГУ МВД России по <...> <...>, код подразделения <...>) в пользу Краснодарской таможни (<...>, дата регистрации <...>) задолженности по утилизационному сбору в размере 1273800 рублей, пени за период с 11.01.2020 по 28.07.2025 в размере 942824,30 рублей.

Взыскать с ФИО2, <...> года рождения, родившегося в <...>, зарегистрированного по адресу: <...> (паспорт гражданина РФ <...> ГУ МВД России по <...> <...>, код подразделения <...>) в доход бюджета муниципального образования Славянский район государственную пошлину в размере 37166,24 рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Славянский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Славянского районного суда

Краснодарского края К.А. Лысенко

Решение в окончательной форме принято 7 октября 2025 года.

КОПИЯ ВЕРНА

«Согласовано»

К.А. Лысенко __________

«8» октября 2025 года