63RS0039-01-2025-004098-21

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 ноября 2025 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Гордополовой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4136/2025 по административному иску Самарской таможни к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора,

установил:

Самарская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора.

В обоснование заявленных требований указано, что камеральной таможенной проверкой в отношении ФИО1 установлен факт ввоза административным ответчиков в период с августа 2022 года по апрель 2023 года на территорию Российской Федерации 5 транспортных средств с целью их последующей продажи, однако утилизационный сбор уплачен в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Размер неуплаченного утилизационного сбора составил 1141 600 руб. 02.08.2024 в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора в полном объеме и начисленных пеней. Уведомление не получено, возвращено по истечении срока хранения. В установленный срок данная обязанность в добровольном порядке не исполнена. Судебный приказ о взыскании задолженности отменен по заявлению должника, в связи с чем таможенный орган обратился в суд с настоящим административным иском.

Ссылаясь на изложенное, просит взыскать с ФИО1:

- утилизационный сбор в размере 1141 600 руб.,

- пени по состоянию на 09.07.2025 в размере 538372,20 руб.

- пени за период с 10.07.2025 по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

В судебное заседание представитель Самарской таможни не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 возражали против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая, что ввезенные транспортные средства предназначались для личного пользования его семьей, административный ответчик был вынужден их продать по семейным обстоятельствам, обращает внимание, что на момент ввоза транспортных средств в законодательстве отсутствовали четкие критерии отнесения товаров к категории личного пользования.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1).

Плательщиками данного сбора, в частности, признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (абзац 2 пункта 3).

Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила).

Пунктом 5 Правил установлено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291.

Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил).

В соответствии с разделом I Перечня (в редакции от 06.03.2023) в отношении транспортных средств категории Ml (M1G) при ввозе на территорию Российской Федерации подлежит уплате утилизационный сбор в размере базовой ставки 20000 рублей, умноженной на коэффициент расчета (для новых транспортных средств, которыми для целей исчисления утилизационного сбора считаются транспортные средства, с даты выпуска которых прошло не более 3-х лет): для объема двигателя свыше 1000 смЗ, но не более 2000 см3 - 8,92; для объема двигателя свыше 3500 смЗ - 22,25. При этом для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло не более 3-х лет, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя устанавливается коэффициент расчета утилизационного сбора - 0,17, что соответствует сумме утилизационного сбора в размере 3 400,00 руб.

Таким образом, для уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло не более 3-х лет, ввозимых физическими лицами, в размере 3 400 руб. необходимо, чтобы транспортные средства ввозились на территорию РФ для личного пользования.

Из материалов дела следует, что в период с августа 2022 года по апрель 2023 года ФИО1 ввез на территорию Российской Федерации следующие транспортные средства:

KIA SPORTAGE, 2022 год выпуска, VIN <***>, объем двигателя 1999 см3,

CHEVROLET ТАНОЕ, 2022 года выпуска, VIN 1GNSK8KD8NR232583, объем двигателя 5328 см3,

KIA SPORTAGE, 2022 года выпуска, VIN <***>, объем двигателя 1999 см3,

KIA SPORTAGE, 2023 года выпуска, VIN <***>, объем двигателя 1999 см3,

KIA SPORTAGE, 2023 года выпуска, VIN <***>, объем двигателя 1999 см3.

Проведенной Самарской таможней проверкой установлено, что транспортные средства ввезены на территорию Российской Федерации ФИО1 после покупки в Республике Казахстан. В отношении транспортных средств поданы заявления об уплате утилизационного сбора, по которым оформлены электронные таможенные приходные ордера. Утилизационный сбор уплачен в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, то есть в размере 3 400 руб. за каждое транспортное средство. Постановку транспортных средств в органах ГИБДД на свое имя ФИО1 не осуществлял, в короткие сроки после ввоза на территорию Российской Федерации реализовал автомобили третьим лицам.

Установив на основании данных сведений, что автомобили были ввезены не для личного пользования, а для продажи, таможенный орган произвел начисление утилизационного сбора с применением соответствующих коэффициентов.

Сумма неуплаченного утилизационного сбора составила 1141 600 руб.

В соответствии с п. 11(2) Правил N 1291 непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

В связи с неполной уплатой утилизационного сбора таможенным органом начислены пени от суммы неуплаченного утилизационного сбора по состоянию на 09.07.2025 в размере 538372,20 руб., из которых в отношении автомобиля:

KIA SPORTAGE, 2022 год выпуска, VIN <***> – 86601,67 руб.,

CHEVROLET ТАНОЕ, 2022 года выпуска, VIN 1GNSK8KD8NR232583 – 216369,28 руб.,

KIA SPORTAGE, 2022 года выпуска, VIN <***> – 80231,67 руб.,

KIA SPORTAGE, 2023 года выпуска, VIN <***> – 78437,92 руб.,

KIA SPORTAGE, 2023 года выпуска, VIN <***> – 76731,67 руб.

В соответствии с пунктом 15.1 Правил, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Установлено, что 06.08.2024 Самарской таможней в адрес ФИО1 заказным почтовым отправлением направлено уведомление об уплате утилизационного сбора. Уведомление ФИО1 не получено, возвращено отправителю по истечении срока хранения.

В случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма (часть 23 статьи 73 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ).

Указанным выше уведомлением установлен срок для уплаты утилизационного сбора - 20 дней со дня получения, следовательно, срок исполнения требования об уплате утилизационного сбора истек 03.09.2024 года.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ) административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.

Из материалов дела следует, что 10.12.2024 таможенный орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 утилизационного сбора и пени.

20.12.2024 мировым судьей судебного участка № 26 Ленинского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-7534/2024 о взыскании с ФИО1 утилизационного сбора и пени, который отменен 21.05.2025 в связи с возражениями ответчика относительно его исполнения. Административное исковое заявление подано в суд 15.07.2025.

Таким образом, установленный законом срок на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и в суд с настоящим административным иском таможенным органом соблюден.

Доказательства уплаты задолженности по утилизационному сбору и пени в заявленном размере не представлены.

Доводы административного ответчика о том, что ввезенные им транспортные средства предназначались для личного пользования, опровергаются представленными доказательствами.

В силу подпункта 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в силу которого таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.

Установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с августа 2022 года по апрель 2023 года приобретены в Республике Казахстан и ввезены на территорию Российской Федерации 5 автомобилей, 4 из которых одной марки и модели, все транспортные средства в течение непродолжительного времени проданы на основании договоров купли-продажи третьим лицам без постановки на регистрационный учет в органах ГИБДД на имя ФИО1

Принимая во внимание обстоятельства ввоза административным ответчиком транспортных средств, факт реализации автомобилей третьим лицам в течение непродолжительного времени после их ввоза на территорию Российской Федерации, отсутствие регистрации автомобилей на административного ответчика, отсутствие доказательств использования этих транспортных средств в личных целях, суд приходит к выводу о доказанности факта ввоза транспортных средств не для личного использования, а в целях последующей продажи, и соответственно, об обоснованности доначисления утилизационного сбора.

Доводы административного ответчика о нарушении принципа формальной определенности, отсутствии в прежней редакции Постановления N 1291 критериев ввоза для личного пользования подлежат отклонению, поскольку указание «для личного пользования» является достаточно определенным и не дает оснований лицам, ввозящим транспортные средства для перепродажи, уплачивать утилизационный сбор в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых для личного пользования. Указанные лица, действующие недобросовестно, должны предвидеть необходимость уплаты утилизационного сбора в размере, определенном законом. Как действующей, так и прежней редакцией названного постановления не предусмотрено исчисление утилизационного сбора при ввозе транспортных средств не для личного пользования (в том числе - для продажи) с использованием коэффициента, установленного для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования (пункт 3 раздела I Перечня).

С учетом изложенного требования таможенного органа о взыскании с административного ответчика утилизационного сбора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая требование о взыскании пени, суд учитывает, что в период с 1 апреля 2022 г. по 1 октября 2022 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" был введен мораторий, в период действия которого на требования, возникшие до введения моратория, не начислялись финансовые санкции, в том числе пени по обязательным платежам, включая утилизационный сбор.

Правила о моратории, установленные постановлением Правительства N 497, распространяли свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.

С учетом действия моратория пени в отношении автомобиля KIA SPORTAGE, 2022 год выпуска, VIN <***> за период с 02.10.2022 по 09.07.2025 составляют 85612,92 руб.

Итого, общая задолженность по пени составляет 537383,46 руб.

Поскольку на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета г.о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере 31790 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Самарской таможни к ФИО1 удовлетворить частично.

Взыск ать с ФИО1, ИНН № зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Самарской таможни:

утилизационный сбор в размере, 1141600 руб.

пени по состоянию на 09.07.2025 в размере 537383,46 руб.,

а всего – 1678983,46 рублей.

Взыскать с ФИО1 в пользу Самарской таможни пени за период с 10.07.2025 по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора, от суммы неуплаченного утилизационного сбора.

Взыскать с ФИО1, ИНН № зарегистрированного по адресу: <адрес> в бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере 31 790 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 24.11.2025.