к делу №2а-1062/2025 УИД 23RS0045-01-2025-001516-10

Решение

Именем Российской Федерации

г. Славянск-на-Кубани 19 ноября 2025 года

Славянский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.В.,

при секретаре Головко А.А.

с участием представителя административного истца на основании доверенности ФИО1,

административного ответчика ФИО2, представителя административного ответчика на основании доверенности – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлениюпредставителя Краснодарской таможни на основании доверенности ФИО4 к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора и пени,

установил:

Краснодарская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности по таможенным пошлинам и пени.

В обосновании заявленных требований истец указывает на то, что с заявлением от 25.03.2024 в целях учета денежных средств в качестве утилизационного сбора в отношении ввезенного транспортного средства на территорию Российской Федерации ФИО2 были представлены следующие документы:расчет суммы утилизационного сбора от 25.03.2024;копия договора купли продажи транспортного средства от 15 марта 2024 г.копия таможенного приходного ордера Республики Армения (...);копия справки о снятии транспортного средства с государственной регистрации (учета) (...) от 11 марта 2024 г. (с переводом на русский язык);копия выписки из электронного паспорта транспортного средства (...) (дата формирования выписки 20.03.2024);копия паспорта гражданина (...) от 27 июля 2020 г. (...);

В расчете суммы утилизационного сбора, представленном ФИО2 для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора с целью его уплаты, применен коэффициент расчета утилизационного сбора 0,26. Таким образом, в отношении транспортного средства BMW модель 318, 2002 г.в., рабочий объем двигателя 1995 куб. сантиметров. (VIN - (...)) по ТПО (...) был уплачен утилизационный сбор в размере5200,00 рублей с применением коэффициента расчета утилизационного сбора 0,26 (0,26 х 20000,00 рублей1).

Указанный коэффициент расчета установлен в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, ввозимых физическими лицами для личного пользования с рабочим объемом двигателя не превышающим 3000 куб. см. (пункт 3 Раздела I Перечня).

В качестве документа, по которому уплачивались таможенные платежи при осуществлении таможенного декларирования транспортного средства в Республике Армения, ФИО2 представлен ТПО (...), оформленный в Республике Армения 03 июня 2019г., по которому таможенные пошлины, налоги уплачены не по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 ТК ЕАЭС.

По ТПО (...), оформленному в Республике Армения 03 июня 2019 г., уплачены таможенные платежи в виде таможенной пошлины (код - 2010) и налога на добавленную стоимость (код - 5010), что не соответствует порядку уплаты таможенных платежей, установленному главой 37 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования.

Для применения коэффициента расчета утилизационного сбора 0,26 и уплаты утилизационного сбора в размере 5200,00 руб. в Российской Федерации, в отношении транспортного средства BMW модель 318, 2002 г.в., оформленного в Республике Армения должна быть применена в ТПО (...) единая ставка в соответствии с Приложением (...) к Решению (...) (код вида платежа - 6010).

Кроме того, документ (договор купли - продажи от 15.03.2024г.), подтверждающий право собственности плательщика утилизационного сбора на транспортное средство (ФИО2.), оформлен после 29 октября 2023г., в пакете документов отсутствует СБКТС - выданный до 21 декабря 2023 г., что не позволяет рассматривать указанное транспортное средство для целей раздела I Перечня как транспортное средство для личного пользования и применять коэффициент расчета утилизационного сбора в соответствии с п. 3 раздела I Перечня («пониженный» или «льготный» коэффициент).

Таким образом, ФИО2 не соблюдено ни одно из условий абзаца 4 сноски 6 к Перечню и применение коэффициента расчета утилизационного сбора в соответствии с пунктом 3 Раздела I Перечня является неправомерным.

В отношении ввезенного ФИО2 транспортного средства при расчете утилизационного сбора необходимо применять коэффициент расчета утилизационного сбора, установленный пунктом 2 Раздела I Перечня в отношении транспортных средств с даты выпуска которых прошло более 3 лет с рабочим объёмом двигателя свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров, в размере 26,44. Сумма утилизационного сбора составит 528800,00 рублей(26,44х20000,00рублей).

Учитывая, что ФИО2 в отношении вышеуказанного колесного транспортного средства по ТПО (...) утилизационный сбор уплачен в размере 5200,00 рублей, сумма неуплаченного утилизационного сбора составляет 523600,00 рублей.

В связи с выявленным фактом неуплаты утилизационного сбора в отношении вышеуказанных транспортных средств Краснодарская таможня информировала исходящим от 12.02.2025 (...) ФИО2 о необходимости уплаты утилизационного сбора и пеней за неуплату утилизационного сбора. Согласно почтовому уведомлению письмо Краснодарской таможни возвращено отправителю24.03.2025.

В настоящее время ФИО2 в Краснодарскую таможню по вопросу оформления утилизационного сбора не обращался.

В соответствии с абзацем 4 пункта 11 (2) Правил взимания непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, является основанием для начисления лени за неуплату утилизационного сбора

18.06.2025г. за исх. (...) Мировому судье судебного участка № 85 г.Славянска-на-Кубани в порядке ст. 123.1-123.3 КАС РФ Краснодарской таможней было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по уплате утилизационного сбора и пени на 18.06.2025 в размере 674 536, 43 рублей.

07.07.2025 г. мировым судьей судебного участка № 85 г.Славянска-на-Кубани вынесен судебный приказ по делу № 2а-1490/2025 о взыскании с ФИО2 задолженности по уплате утилизационного сбора и пени.

15.07.2025г. определением Мирового судьи судебного участка № 85 г. Славянска-на-Кубани судебный приказ по делу № 2а-1490/2025 - отменен.

Таким образом, по состоянию на 22.08.2025 года обязанность по уплате утилизационного сбора и пеней гр-ном ФИО2 не исполнена.

В судебном заседании представитель Краснодарской таможни на основании доверенности ФИО1, поддержала уточненные административные исковые требования, просит взыскать с ФИО2 задолженность по уплате утилизационного сбора в размере на 19.11.2025г. – 722 917,07 и пени с 20.11.2025г. по день исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора.

Административный ответчик ФИО2 и его представитель ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, просили в иске отказать, по доводам, изложенным в возражениях, указав, что утилизационный сбор уплачен им в полном объеме

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.

Согласно пункту 3 статьи 24.1 Федерального закона плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства № 1291) утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).

Согласно пункту 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в пункте 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, а именно лица, осуществившие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Из содержания пункта 5 Правил следует, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291.

Пунктом 2 раздела 1 Перечня установлены коэффициенты для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств в зависимости от рабочего объема двигателя.

Пунктом 3 раздела 1 Перечня установлены коэффициенты для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых лицами для личного пользования.

Согласно сноске 6 к Перечню, под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российской Федерации, понимается транспортное средство, ввезенное в РФ физическими лицами, в отношении которого соблюдаются одновременно следующие условия: транспортное средство ввезено плательщиком утилизационного сбора, который в расчете суммы утилизационного сбора, уплачиваемого лицами, указанными в абз. 2 ст. 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», приведенном в приложении № 1 к Правилам, указал, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования; транспортное средство в течении 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера (далее- ТПО) зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора; таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 ТК ЕЭС, или оформлены документы, подтверждающие право собственника плательщика утилизационного сбора на транспортное средство, до 29.10.2023 г. (включительно) и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями технического Регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» - до 21.12.2023 г.

Пунктом 12 Правил закреплено, что таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 11 Правил.

Недостоверность или неполнота сведений, представленных плательщиком на основании указанного пункта Правил, являются основаниями для возврата таможенным органом комплекта документов плательщику (пункт 12(3) Правил).

Согласно сноске 6 Перечня для целей раздела I Перечня под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, ввезенное в Российскую Федерацию физическим лицом, в отношении которого одновременно соблюдаются следующие условия:

транспортное средство ввезено плательщиком утилизационного сбора, который в расчете суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приведенном в приложении № 1 к Правилам, указал, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования;

транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика

утилизационного сбора;

таможенные пошлины, налоги в отношении транспортного средства плачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа впорядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (т.е. таможенные платежи уплачиваются с применением таможенного приходного ордера), или оформлены документы, подтверждающие право собственности плательщика утилизационного сбора на транспортное средство, до 29 октября 2023 г. (включительно) и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» алее - СБКТС) - до 21 декабря 2023г.

Судом установлено, что гражданин Российской Федерации ФИО2 25.03.2024 обратился в Крымский таможенный пост Краснодарской таможни с целью уплаты утилизационного сбора в отношении транспортного средства BMW модель 318, 2002г.в., рабочий объем двигателя 1995 куб. сантиметров. (VIN-(...), посредством подачи заявления и документов, установленных требованием пункта 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства № 1291, в том числе Расчета суммыутилизационного сбора. Транспортное средство ввезено на территорию Российской Федерации из Республики Армения.

К заявлениюФИО2 были приложены следующие документы:расчет суммы утилизационного сбора от 25.03.2024;копия договора купли продажи транспортного средства от 15 марта 2024 г.копия таможенного приходного ордера Республики Армения (...);копия справки о снятии транспортного средства с государственной регистрации (учета) (...) от 11 марта 2024 г. (с переводом на русский язык);копия выписки из электронного паспорта транспортного средства (...) (дата формирования выписки 20.03.2024);копия паспорта гражданина Российской Федерации от 27 июля 2020 г. (...);

Административным ответчикомдля подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора с целью его уплаты, применен коэффициент расчета утилизационного сбора 0,26.

Таким образом, в отношении транспортного средства BMW модель 318, 2002 г.в., рабочий объем двигателя 1995 куб. сантиметров. (VIN - (...)) по ТПО (...) был уплачен утилизационный сбор в размере5200,00 рублей с применением коэффициента расчета утилизационного сбора 0,26 (0,26 х 20000,00 рублей1).

Указанный коэффициент расчета установлен в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых, прошло более 3 лет, ввозимых физическими лицами для личного пользования с рабочим объемом двигателя не превышающим 3000 куб. см. (пункт 3 Раздела I Перечня).

Расчет суммы утилизационного сбора определен на основании пункта 3 раздела I Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

12.02.2025 Краснодарской таможней в адрес административного ответчика направлено уведомление об уплате утилизационного сбора № 22-06/04819 о необходимости уплаты утилизационного сбора в размере 523 60 рублей.

07.07.2025 г. мировым судьей судебного участка № 85 г.Славянска-на-Кубани вынесен судебный приказ по делу № 2а-1490/2025 о взыскании с ФИО2 задолженности по уплате утилизационного сбора и пени.

Глава 37 ТК ЕАЭС регламентирует особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.

В соответствии с п. 1 ст. 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.

Единые ставки таможенных пошлин, применяемые в ЕАЭС, в отношении автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, установлены Приложением 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".

С 1 января 2015 года Республика Армения является членом ЕАЭС на основании договора от 10.10.2014 о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 19.05.2014 года. Договором определены условия и переходные положения, связанные с присоединением Республики Армения к ЕАЭС.

Транспортные средства, оформленные на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года по ставкам, действующим в Республике Армения с 1 января 2023 года, приобрели статус товара ЕАЭС.

Для постановки транспортных средств имеющих статус товара ЕАЭС на государственный регистрационный учет и получения электронного паспорта транспортного средства необходимо осуществить уплату утилизационного сбора в таможенном органе.

При ввозе на территорию Российской Федерации физическим лицом транспортного средства 2014 года выпуска (зарегистрированного до 2021 г.) для личного пользования, являющегося товаром Таможенного союза, физическому лицу для получения паспорта транспортного средства не нужно представлять таможенному органу одобрение типа транспортного средства или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

Судом установлено, что ФИО2 подано заявление в расчет утилизационного сбора в отношении транспортного средства BMW318 (2002 г.в., (...)) в расчет которой применен коэффициент 0,26 и уплачен утилизационный сбор в размере 5 2000 руб.по ТПО (...).

По ТПО (...) (Республик Армения, о3.06.2019) таможенные платежи уплачивались по кодам, декларированных в ПТО.

Указанные обстоятельства подтверждают, что транспортное средство BMW 318 (2002 г.в., VINBABV710XОJZ45224) ФИО2 приобретено у физического лица, по которому были уплачены таможенные платежи, ввезено было на территорию Российской Федерации для личного пользования, не отчуждалось и находится в пользовании ФИО2, в связи с чем, утилизационный сбор был уплачен исходя из коэффициента 0,26.

Кроме того следует отметить, что Краснодарская таможня после проверки представленных административным ответчиком документов, одобрила рассчитанный последним размер утилизационного сбора исходя из коэффициента 0,26.

Утверждение таможенного органа на то, что при растаможивании ТС в Республике Армения по ТПО (...) уплачивались пошлина (код 2010) и НДС (код 5010), а не единая ставка (код 6010), несостоятельна, поскольку отсутствие кода 6010 в выписке ТПО не является окончательным и безусловным основанием для автоматического исключения применения льготного коэффициента,если иные индивидуальные признаки ввоза и дальнейшего использования ТС свидетельствуют о личном использовании.

Таким образом, административным ответчиком обязанность по уплате утилизационного сбора была исполнена до обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд.

На основании изложенного, требования административного истца о взыскании задолженности по утилизационному сбору удовлетворению не подлежат.

Пунктом 11 (2) Правил предусмотрено, что непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Так как в удовлетворении требований о взыскании задолженности по утилизационному сбору отказано, требования о взыскании пени также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований представителя Краснодарской таможни на основании доверенности ФИО4 к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2025 года.

Копия верна

Согласовано

Судья