Дело № 2а-2059/2025
УИД: 32RS0001-01-2025-001686-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 октября 2025 года г. Брянск
Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи
Коваленко А.Н.,
при помощнике
ФИО1,
с участием представителя административного ответчика ФИО2 - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центральной акцизной таможни к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня обратиласьв Бежицкий районный суд г.Брянска с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ФИО2 был уплачен утилизационный сбор в отношении 4 транспортных средств в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Однако, административный ответчик использовал данные транспортные средства не для личного пользования, поскольку приобретал их с целью последующей продажи, без совершения действий по их государственной регистрации, транспортные средства находились в его собственности в течение непродолжительного периода времени.
В связи с необоснованным применением ФИО2 пониженных коэффициентов расчета утилизационного сбора, предусмотренных для ввезенных физическими лицами для личного пользования транспортных средств, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика неуплаченный утилизационный сбор в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>, а также пени, подлежащие уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Представитель административного истца Центральной акцизной таможни в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о судебном заседании, ранее в ходе судебного заседания исковые требования поддержал, просил суд восстановить срок для обращения в суд с заявленными требованиями, указывая на последовательное применения мер по взысканию задолженности по уплате утилизационного сбора.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку административным истцом пропущен срок на обращение в суд с административным иском. Понятие отнесение транспортных средств для личного использования законом до ДД.ММ.ГГГГ не определено. Истцом не представлены доказательства подтверждающие ввоз транспортных средств не для личного пользования. В случае удовлетворения исковых требований, просил исключить из расчета пени период действия моратория и применить расчет пени представленный в возражениях.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, ходатайств об отложении слушания дела в суд не направил.
С учетом положений ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав, лиц участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, данным Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В соответствии с п. 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291, Федеральная таможенная служба осуществляет взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Согласно пункту 15(1) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки, либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Поскольку в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании с физического лица утилизационного сбора, исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также положений ст.ст. 34 и 48 НК РФ, на взыскание утилизационного сбора в судебном порядке распространяется срок для обращения таможенных органов в суд, установленный ст. 48 данного Кодекса.
Исходя из подп. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ, по общему правилу, заявление о взыскании задолженности по утилизационному сбору подается в суд общей юрисдикции таможенным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 8 августа 2024 года№ 259-ФЗ) административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым (таможенным) органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена.
Как следует из материалов дела, уведомление о задолженности по уплате утилизационного сбора№ от ДД.ММ.ГГГГ было направлено Центральной акцизной таможней ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ и получено им ДД.ММ.ГГГГ (почтовый идентификатор №).
С учетом изложенного срок добровольного исполнения ФИО2 уведомления таможенного органа об уплате утилизационного сбора истекал ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок обращения с административным иском в суд истекал ДД.ММ.ГГГГ.
В сентябре 2024 года административный истец обращался в Бежицкий районный суд г. Брянска с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей с ФИО2 (дело №2а-411/2025 (2а-3249/2024;)), которое оставлено судом без рассмотрения на основании определения суда от 19 февраля 2025 года, ввиду несоблюдения процедуры обращения к мировому судье за вынесением судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ Центральная акцизная таможня обратилась к мировому судье судебного участка №6 Бежицкого судебного района г.Брянска с заявлением о выдаче судебного приказа.
27 марта 2025 года мировым судьей судебного участка №6 Бежицкого судебного района г.Брянска вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по неуплаченному утилизационному сбору в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>
Вышеуказанный судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка №6 Бежицкого судебного района г.Брянска 11 апреля 2025 года, ввиду поступления возражения от должника ФИО2
После отмены судебного приказа, 16 июня 2025 года Центральная акцизная таможня обратилась в Бежицкий районный суд г. Брянска с настоящим административным иском к ФИО2 о взыскании обязательных платежей, в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа, при этом административным истцом пропущен срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа за сроками неисполнения уведомления таможенного органа о добровольной оплате утилизационного сбора.
Представителем Центральной акцизной таможни заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Вопрос восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения Конституционного суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года № 611-О и от 17 июля 2018 года № 1695-О).
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года №367-0 и от 18 июля 2006 года № 308-0, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.
Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая последовательное принятие административным истцом мер по взысканию задолженности по уплате утилизационного сбора и своевременного обращения в суд с первоначальным административным исковым заявлением в сентябре 2024 года, которое оставлено судом без рассмотрения, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного Центральной акцизной таможней срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
Согласно положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечении таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Плательщиками утилизационного сбора в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ признаются, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, а также лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора (далее - утилизационный сбор), в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора установлены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291 (далее - Правила взимания утилизационного сбора).
Таким образом, утилизационной сбор является особым видом обязательного платежа, введенным в Российской Федерации в целях обеспечения экологической безопасности, взимание которого является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной указанными Правилами.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (п. 5 Правил взимания утилизационного сбора).
Названными Правилами коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств определен в зависимости от объема двигателя и даты выпуска транспортного средства (новое или с даты выпуска которого прошло более трех лет), за исключением транспортных средств данной категории, ввозимых физическими лицами для личного пользования, для которых коэффициент установлен вне зависимости от объема двигателя, и для которых имеет значение только дата выпуска (0,17 - для новых и 0,26 - с даты выпуска которых прошло более трех лет).
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены п. 4 ст. 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.
Установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.
В соответствии с п. 11 Правил взимания для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором п. 3 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), в том числе, расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором п. 3 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
Таможенные органы в соответствии с п. 13 Правил взимания осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 на Брянском акцизном таможенном посту поданы заявления о выдаче ПТС и уплате утилизационного сбора на транспортные средства марки:
- заявление от ДД.ММ.ГГГГ на транспортное средство марки – <данные изъяты>.в. VIN № уплачен утилизационный сбор в размере <данные изъяты>;
- заявление от ДД.ММ.ГГГГ на транспортное средство марки – <данные изъяты> г.в. VIN № уплачен утилизационный сбор в размере <данные изъяты>;
- заявление от ДД.ММ.ГГГГ на транспортное средство марки – <данные изъяты> г.в. VIN № уплачен утилизационный сбор в размере <данные изъяты>;
- заявление от ДД.ММ.ГГГГ на транспортное средство марки - <данные изъяты> г.в. VIN № уплачен утилизационный сбор в размере <данные изъяты>
Цель ввоза транспортных средств, указанная ФИО2 в заявлениях об уплате утилизационного сбора, - для личного пользования.
В ходе проведения проверки проведенной Брянским акцизным таможенным постом установлено, что при уплате утилизационного сбора ФИО2 в отношении указанных транспортных средств, расчет утилизационного сбора произведен с применением коэффициентов, предназначенных для транспортных средств для личного пользования. Ввиду установления в ходе проверки фактов множественности (повторяемости) действий, связанных с ввозом транспортных средств ФИО2, эти транспортные средства не могут рассматриваться как транспортные средства для личного пользования в целях уплаты утилизационного сбора. Деятельность ФИО2 характеризуется множественностью (повторяемостью) действий, связанных с приобретением и последующей продажей транспортных средств без совершения в их отношении действий по государственной регистрации. Ни одно из названных транспортных средств после получения ФИО2 ПТС не было поставлено на государственный учет как за самим ФИО2, так и за членами его семьи.
Исходя из сведений, заявленных ФИО2 о годе выпуска и физических характеристиках транспортных средств (типа и рабочего объема двигателя), следует, что общая сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате, составляет <данные изъяты>
На основании изложенного, учитывая факт отсутствия регистрации автомобилей на административного ответчика ФИО2 и членов его семьи, что не позволяло ему использовать данные автомобили в личных целях для движения по дорогам общего пользования, что подтверждается сведениями, предоставленными УМВД России по Брянской области, а также установлено проверкой Брянским акцизным таможенным постом, а также периодичность ввоза, количество транспортных средств, то, что транспортные средства были реализованы ФИО2 третьим лицам в течение непродолжительного времени после получения ПТС, суд считает доказанным факт ввоза транспортных средств не в целях личного использования ФИО2, что исключает применение коэффициентов, предусмотренных для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что факт неполной уплаты ФИО2 утилизационного сбора таможенным органом установлен.
Утверждение представителя административного ответчика ФИО3 об отсутствии в прежней редакции вышеуказанного постановления критериев ввоза для личного пользования подлежат отклонению, поскольку указание «для личного пользования» является достаточно определенным и не дает оснований лицам, ввозящим транспортные средства для перепродажи, уплачивать утилизационный сбор в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых для личного пользования. Указанные лица, действующие недобросовестно должны предвидеть необходимость уплаты утилизационного сбора в размере, определенном законом.
Административным истцом заявлены требования о взыскании пени за просрочку уплаты утилизационного сбора.
Пунктом 11(2) Правил взимания установлено, что непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных п.п. 11 и 11(4) - 11(6) данных Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных п.п. 11 и 11(4) - 11(6) указанных Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Исполнение обязанности по уплате указанной пени, ее взыскание и возврат осуществляются в порядке, установленном данными Правилами для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Поскольку после направления Центральной акцизной таможней уведомления о необходимости доплаты утилизационного сбора в отношении указанных выше транспортных средств обязанность по уплате утилизационного сбора в полном объеме ФИО2 не исполнена, административным истцом начислены пени в размере <данные изъяты>
Административным истцом представлен подробный расчет пени к иску и дополнительный расчет по запросу суда о взыскании с ФИО2 суммы пени за просрочку уплаты утилизационного сбора с даты возникновения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>:
- в отношении транспортного средства <данные изъяты> г.в. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>;
- в отношении транспортного <данные изъяты> г.в. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>;
- в отношении транспортного <данные изъяты>. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>;
- в отношении транспортного <данные изъяты> г.в. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Вместе с тем, п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Такой мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, введен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года, вступившим в силу со дня его официального опубликования (с 1 апреля 2022 года) и действовавшим в течение шести месяцев (по 1 октября 2022 года включительно).
На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся, наступали последствия, предусмотренные абз. 5, 7-10 п. 1 ст. 63 Федерального закона от26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе неначисление неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Федерального закона от26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.п. 2 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44 «О некоторых вопросах применения положений ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет. В период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие. В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Федерального закона от26 октября 2002 года № 127-ФЗ) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
При таких обстоятельствах на время действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года № 497, то есть с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года включительно, у Центральной акцизной таможни отсутствовали основания для начисления пени на имевшуюся у ФИО2 задолженность по уплате утилизационного сбора, несмотря на то, что заявление в суд о признании его несостоятельным (банкротом) не подавалось.
Вместе с тем, расчет пени, представленный административным истцом, произведен без учета вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Доводы административного ответчика об исчислении пени со дня истечения срока на добровольное исполнение уплаты утилизационного сбора, является ошибочным, поскольку основан на неверном толковании ном действующего законодательства. Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4)-11(6) Правил №, являются основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4)-11(6) Правил №, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
В связи с этим суд считает необходимым произвести свой расчет пени по четырем транспортным средствам, начиная с даты возникновения задолженности, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом периода действия моратория с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ включительно, и исключить его из расчета до ДД.ММ.ГГГГ, который выглядит следующим образом:
- в отношении транспортного средства <данные изъяты> г.в. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, исходя из расчета:
Период
Сумма
Расчёт
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
- в отношении транспортного средства <данные изъяты> г.в. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, исходя из расчета:
Период
Сумма
Расчёт
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
- в отношении транспортного средства <данные изъяты> г.в. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, исходя из расчета:
Период
Сумма
Расчёт
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
- в отношении транспортного средства <данные изъяты> г.в. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, исходя из расчета:
Период
Сумма
Расчёт
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Ввиду представленного расчета с административного ответчика подлежат взысканию пени за заявленный истом период в общей сумме <данные изъяты>
Также административным истцом заявлены ко взысканию пени, подлежащие уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
На момент рассмотрения спора по существу административным ответчиком утилизационный сбор не уплачен.
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности, по уплате которых начислены пени (часть 8 статьи 72 Федерального закона №289-ФЗ).
Ввиду изложенного требования административного истца в данной части подлежат удовлетворению, с ФИО2 подлежат взысканию пени с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора от суммы неуплаченного утилизационного сбора в отношении каждого отдельного транспортного средства (<данные изъяты> – <данные изъяты>, <данные изъяты> – <данные изъяты>, <данные изъяты> – <данные изъяты>, <данные изъяты> – <данные изъяты>) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты утилизационного сбора, а при частичном погашении - на оставшуюся сумму задолженности, но не выше суммы изыскиваемого утилизационного сбора.
Оснований для снижения размера пеней не имеется, так как в силу ч. 9 ст.72 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета.
Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального района или городского округа по месту рассмотрения административного дела.
Принимая во внимание сумму удовлетворённых исковых требований, с ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 32454 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Центральной акцизной таможни к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, <данные изъяты> в доход федерального бюджета пользу Центральной акцизной таможни утилизационный сбор в размере <данные изъяты>, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, а также пени, подлежащие уплате с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора от суммы неуплаченного утилизационного сбора в отношении каждого отдельного транспортного средства <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> – <данные изъяты>, <данные изъяты> – <данные изъяты>, <данные изъяты> – <данные изъяты>) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты утилизационного сбора, а при частичном погашении - на оставшуюся сумму задолженности, но не выше суммы изыскиваемого утилизационного сбора.
В удовлетворении административных исковых требований по взысканию пени за период до ДД.ММ.ГГГГ в большем размере - отказать.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в бюджет муниципального образования «г. Брянск» в размере 32 454 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Н.Коваленко
Мотивированное решение суда составлено – 21 октября 2025 года.
Председательствующий судья А.Н.Коваленко