Дело №2а-684/2022
УИД: 91RS0007-01-2022-000755-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2022 года
г. Белогорск
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи - Лобунской Т.А.,
при секретаре - Талалайко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Белогорске административное дело по административному исковому заявлению Крымской таможни к ФИО2, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Крымская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц, в котором, с учетом ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ, просит суд признать причины пропуска срока на принудительное взыскание обязательных платежей и санкций с ФИО2 по уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ уважительными, восстановить срок на обращение в суд за принудительным взысканием обязательных платежей и санкций, взыскать с ФИО2 таможенные платежи в сумме 1 083672,80 рублей и пеню в сумме 704 101,37 рублей, по уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пени № от ДД.ММ.ГГГГ.
Свои исковые требования мотивирует тем, что согласно пассажирской таможенной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ иностранным гражданином ФИО2 было временно ввезено на таможенную территорию КАЭС транспортное средство- автомобиль марки «IVECO DAILY», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN № регистрационный номер №, объем двигателя 2800 см3. Таможенным постом срок временного ввоза автомобиля марки «IVECO DAILY» установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный таможенным органом срок гражданин ФИО2 автомобиль марки «IVECO DAILY» за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез. ДД.ММ.ГГГГ Джанкойским таможенным постом Крымской таможни принято решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования №. Из документов следует, что временно ввезенное транспортное средство - автомобиль марки «IVECO DAILY» до истечения максимально возможного срока временного ввоза иностранными физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств (до ДД.ММ.ГГГГ), ФИО2 не было вывезено или задекларировано с целью выпуска. Таким образом, у ответчика возникла обязанность по уплате таможенных платежей. Административному ответчику было направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин и пени № от ДД.ММ.ГГГГ, которое исполнено не было.
В судебное заседание представитель административного истца Крымской таможни не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В суд предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца и указал, что заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании административный ответчик ФИО2 возражал против удовлетворения искового заявления. Пояснил, что не согласен с начислением указанных сумм, так как начисление произведено с пропуском таможенным органом срока, установленного ч. 5 п. 1 ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданином Украины ФИО2 при пересечении таможенной границы Таможенного союза в целях совершения таможенных операций в отношении транспортного средства – автомобиля марки «IVECO DAILY», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №, регистрационный номер № на таможенный пост МАПП Армянск Красноперекопского таможенного поста Крымской таможни подана пассажирская таможенная декларация, согласно которой ФИО2 указано направление перемещения – «временный ввоз».
Согласно отметкам должностного лица таможенного поста, разрешен выпуск указанного транспортного средства, срок временного ввоза установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37-38).
Вместе с тем, в рамках проведения таможенного контроля, установлено, что в обозначенный срок транспортное средство автомобиль марки «IVECO DAILY», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN №, регистрационный номер №, с таможенной территории Таможенного союза не вывезено, то есть ФИО2 нарушены положения ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации, что подтверждается письменными материалами дела (л.д. 37-41).
Согласно решению по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нарушения временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, предусмотренного ч. 1 ТК ЕАЭС, влекущий наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статей 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза у ФИО2 (л.д. 34-36).
Поскольку обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства не осуществлен административным ответчиком по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, следовательно, подлежали начислению и уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном п. 7 ст. 14 Соглашения, а именно: в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с уведомлением о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что срок исполнения обязанности таможенных пошлин наступил ДД.ММ.ГГГГ, пени за просрочку уплаты таможенных платежей начислены начиная с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20, 31-32).
Согласно ч. 1 ст. 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза на период ввоза транспортного средства был урегулирован главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года; в настоящее время спорные правоотношения урегулированы положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕЭС).
В соответствии со ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей (пункт 2); в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на территории Таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 5); в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы (пункт 6).
Статьей 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее также - Закон о таможенном регулировании) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (часть 1).
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона (часть 2).
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3).
Оценивая доводы административного ответчика о том, что административным истцом пропущен трехлетний срок обращения в суд, в виду того, что срок временного ввоза транспортного средства истек 21 декабря 2016 года, с заявлением о выдаче судебного приказа таможенный органа обратился уже за пределами трехлетнего срока, административное исковое заявление в связи с отменой судебного приказа подано только в 2022 году, суд приходит к выводу о том, что данные доводы являются обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) разъяснил, что предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.
Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.
Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что таможенным органом пропущен пресекательный срок, установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании и пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как срок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей истек 21 декабря 2016 года.
Как следует из материалов дела административный истец ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес административного ответчика ФИО2 уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 21-27).
Факт пропуска срока давности для обращения в суд, сторонами не оспаривался.
При рассмотрении дела Крымской таможней было подано заявление о признании пропуска срока на принудительное взыскание обязательных платежей и санкций с ФИО2 по уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № уважительными и восстановлении срока на принудительное взыскание обязательных платежей и санкций с административного ответчика.
Данное заявление мотивировано тем, что в Крымской таможне отсутствовала информация об адресе либо последнем известном месте нахождения административного ответчика, что, по мнению, административного истца свидетельствует о наличии уважительности причин пропуска срока и наличии оснований для его восстановления.
В силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании налога содержится в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, о месте пребывания административного ответчика, административному истцу стало известно после направления запроса в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноперекопский» от ДД.ММ.ГГГГ исх. №. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Красноперекопского таможенного поста Крымской таможни поступил ответ на вышеуказанный запрос с приложением досье ЦБДУИГ в отношении ФИО2
Согласно досье иностранного гражданина АС ЦБДУИГ на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и в сведениях о месте пребывания указан следующий адрес: <адрес> (л.д. 77-84).
Как следует из материалов дела, на территории Российской Федерации административный ответчик был зарегистрирован в качестве иностранного гражданина с 2016 года до 2019 года, а после приобрел в установленном порядке гражданство Российской Федерации (л.д. 88-90, 120).
Таким образом, у таможенного органа имелась реальная возможность выяснить данные о месте жительства административного ответчика и соответственно представить требование об уплате таможенных платежей, а также предъявить административный иск в пределах срока исковой давности.
Как обращено внимание Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 30 января 2020 года № 12-О и № 20-О, установленные шестимесячные сроки и моменты начала их исчисления относятся к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлены необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что не имеется правовых оснований для взыскания с административного ответчика таможенных платежей и как производного требования о взыскании пени, так как действующее законодательство о налогах и сборах не предполагает возможности обращения в суд за пределами установленных сроков, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству таможенного органа.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Крымской таможни к ФИО2, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 2 сентября 2022 года.