2а-3046/2025

36RS0005-01-2025-002607-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2025 года город Воронеж

Советский районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего – судьи Бородовицыной Е.М.,

при секретаре Сазиной В.О.,

с участием представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Воронежской таможни к ФИО5 о взыскании утилизационного сбора и пени,

УСТАНОВИЛ:

Воронежская таможня обратилась в суд с административным иском к ФИО5 о взыскании утилизационного сбора и пени, указывая, что ответчиком на Левобережный таможенный пост Воронежской таможни поданы заявления об уплате утилизационного сбора на транспортные средства: от ДД.ММ.ГГГГ «Renault Duster» VIN № (ТПО №), уплачен утилизационный сбор в размере 5200 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ «Renault Duster» VIN № (ТПО №), уплачен утилизационный сбор в размере 5200 руб.; от ДД.ММ.ГГГГ «Geely Atlas» VIN № (ТПО №), уплачен утилизационный сбор в размере 3400 руб. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 Воронежской таможней проведена проверка документов и сведений, представленных при уплате утилизационного сбора ответчиком. В ходе проведения проверки установлен факт ввоза ФИО5 в Российскую Федерацию 3 (трех) транспортных средств с целью последующей продажи, (а именно: обстоятельств ввоза Административным ответчиком транспортных средств в количестве 3 единиц; систематичности приобретения автомобилей в период с июля 2022 года по август 2022 года; факта реализации автомобилей третьим лицам в течение непродолжительного времени после получения ПТС; не постановка транспортных средств на государственный учет в ГИБДД), что исключает применение коэффициентов, предусмотренных для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. 17.01.2025 Воронежской таможней завершена проверка в отношении ФИО5 докладной запиской отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей от 17.01.2025 № 14-05-21/0036 «О проведении проверки». 27.01.2025 Воронежской таможней в адрес ФИО5 заказным письмом 24.01.2025 № 12-04-17/840 «О необходимости уплаты утилизационного сбора пени по утилизационному сбору» направлено уведомление. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 39400977176906, содержащимся на сайте https://www.pochta.ru, письмо адресатом получено не было, в связи с чем, в соответствии с ч.23 ст.73 ФЗ от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» днем получения считается 6-ой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма, следовательно, днем получения считается 04.02.2025, а срок добровольной уплаты по уведомлению истек 23.02.2025, однако, денежные средства от ФИО5 на лицевой счет таможни не поступали. Расчет суммы утилизационного сбора произведен по следующей формуле: базовая ставка (20 000,00 руб. (Транспортные средства, выпущенные в обращение территории Российской Федерации, категории М1) * коэффициент суммы расчета утилизационного сбора (15,69 и 8,92 (пункт 2 раздела I Перечня)) за вычетом ранее уплаченной суммы утилизационного сбора (5 200,00 руб. и 3400,00 руб.) отношении транспортных средств с даты выпуска которых прошло не более 3-х лет и более 3-х лет.

Дата заявления об уплате утилизационного сбора

ТС. Модель. Марка. VIN

Уплачен утилизационный сбор в размере(руб.)

Год выпуска ТС

Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора (руб.)

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора с учетом ввоза физическимлицомтранспортных средств не дляличного пользования

Подлежитуплате утилизаци онный сбор в размере (руб.)

Подлежи доплате утилизаш онный сбор в размере (руб.)

15.07.2022

«Renault Duster» №

5200,00

2019

20000,00

15,69

313800,00 (20000,00 * 15,69)

308600,00 (313800,00- 5200,00)

15.07.2022

«Renault Duster» №

5200,00

2018

20000,00

15,69

313800,00 (20000,00 * 15,69)

308600,00 (313800,00- 5200,00)

30.08.2022

«Geely Atlas» №

3400,00

2020

20000,00

8,92

178400,00 (20000,00 * " 8,92)

175000,00 (178400,00- 3400,00)

Итого:

792200,00

Абзацем 2 подпункта «б» пункта 11(2) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 установлено, непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора. Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора (абзац 3 подпункта «б» пункта 11(2) Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291). Сумма пени = сумма утилизационного сбора * ставку ЦБ РФ% * количество дней просрочки. Расчет пени за неуплату утилизационного сбора в соответствии с номерами ТПО:

Дата начала

Дата окончания

Количество

Ставка

Сумма пени

База

периода

периода

дней

начисления

исчисления

пени

ТПО №

«Renault Duster» VIN №

28.10.2024

28.04.2025

183

21,00

39 531,66

308 600,00

16.09.2024

27.10.2024

42

19,00

8 208,76

308 600,00

29.07.2024

15.09.2024

49

18,00

9 072,84

308 600,00

18.12.2023

28.07.2024

224

16,00

36 867,41

308 600,00

30.10.2023

17.12.2023

49

15,00

7 560,70

308 600,00

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00

5 616,52

308 600,00

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00

4 196,96

308 600,00

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50

1 923,61

308 600,00

19.09.2022

23.07.2023

308

7,50

23 762,20

308 600,00

25.07.2022

18.09.2022

56

8,00

4 608,43

308 600,00

16.07.2022

24.07.2022

9

9,50

879,51

308 600,00

142 228,60

ТПО №

«Renault Duster» VIN №

28.10.2024

28.04.2025

183

21,00

39 531,66

308 600,00

16.09.2024

27.10.2024

42

19,00

8 208,76

308 600,00

29.07.2024

15.09.2024

49

18,00

9 072,84

308 600,00

18.12.2023

28.07.2024

224

16,00

36 867,41

308 600,00

30.10.2023

17.12.2023

49

15,00

7 560,70

308 600,00

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00

5 616,52

308 600,00

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00

4 196,96

308 600,00

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50

1 923,61

308 600,00

19.09.2022

23.07.2023

308

7,50

23 762,20

308 600,00

25.07.2022

18.09.2022

56

8,00

4 608,43

308 600,00

16.07.2022

24.07.2022

9

9,50

879,51

308 600,00

142 228,60

ТПО №

«Geely Atlas» VIN №

28.10.2024

28.04.2025

183

21,00

22 417,50

175 000,00

16.09.2024

27.10.2024

42

19,00

4 655,00

175 000,00

29.07.2024

15.09.2024

49

18,00

5 145,00

175 000,00

18.12.2023

28.07.2024

224

16,00

20 906,67

175 000,00

30.10.2023

17.12.2023

49

15,00

4 287,50

175 000,00

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00

3 185,00

175 000,00

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00

2 380,00

175 000,00

24.07.2023

14.08.2023

22

8,50

1 090,83

175 000,00

19.09.2022

23.07.2023

308

7,50

13 475,00

175 000,00

05.09.2022

18.09.2022

14

8,00

653,33

175 000,00

78 195,83

Из сведений, заявленных ФИО5 о годе выпуска и физических характеристиках транспортных средств, следует, что общая сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате составляет 792 000 руб., общая сумма пени, подлежащая уплате на дату подачи заявления о вынесении судебного приказа (28.04.2025) составляет 362 653,03 руб. Кроме того, в соответствии с пунктом 11(2) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291, пени должны быть уплачены по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно. На момент подготовки административного искового заявления информация об уплате утилизационного сбора ФИО5 в Воронежской таможне отсутствовала, действия, направленные на уплату утилизационного сбора не осуществлялись. 12.03.2025 Воронежской таможней направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании в доход федерального бюджета с ФИО5 мировому судье судебного участка № 7 Советского района Воронежской области. 01.04.2024 мировым судьей было вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с поступившими возражениями от административного ответчика. В связи с чем, истец просит взыскать в доход федерального бюджета с ФИО5 утилизационный сбор в сумме 792 200 руб.; пеню по дату подачи административного искового заявления (28.04.2025) за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате утилизационного сбора в сумме 362 653, 03 руб.; пеню с 29.04.2025 по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно за ввезенные на территорию Российской Федерации транспортные средства.

В судебном заседании представитель административного истца Воронежской таможни по доверенности ФИО3 иск поддержала, суду пояснила, что Воронежской таможней были проведены проверочные мероприятия, завершившиеся докладной запиской от 17.01.2025, согласно которой ответчиком в течение двух месяцев были ввезены три транспортных средства, при этом в заявлении об уплате утилизационного сбора ответчик указал коэффициент для ввоза автомобилей для личного пользования 0,17 - до трех лет выпуска, 0,26 – старше трех лет, в связи с чем уплатил утилизационный сбор за два автомобиля марки Renault Duster, 2018 и 2019 годов выпуска, по 5200 руб. за каждый, а также за автомобиль марки Geely Atlas, 2020 года выпуска в размере 3400 руб., затем в течение непродолжительного времени, машины были поставлены на учет и зарегистрированы за третьими лицами, автомобили не были использованы для личных целей, поэтому начисления утилизационного сбора должны зависеть от объема двигателя автомобиля. Объем двигателей, ввезенных ответчиком автомобилей до 3 литров марки Renault Duster, автомобиля Geely Atlas до 2 литров, в иске произведен расчет утилизационного сбора уже с учетом его уплаты, в связи с чем общая сумма составила 792 200 руб., а пеня рассчитана с 15 дня следующего за днем уплаты, т.е. на автомобили марки Рено с 16.07.2022, за автомобиль марки Geely Atlas с 05.09.2022 по день направления искового заявления.

Представитель административного ответчика ФИО6 по доверенности ФИО4 иск не признал, суду пояснил, что ответчик приобретал машины жене, ребенку и себе, при этом на дату покупки автомобилей закон не обязывал в течении 12 месяцев их ставить на учет, в связи с тем, что обстоятельства у ответчика изменились, нужны были деньги, он продал машины, и другие лица уже их поставили на учет. Кроме этого, по ч. 3 ст. 24.1 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора, или у лиц, не уплативших в нарушении установленного порядка утилизационного сбора, на основании чего ФИО6 является ненадлежащим ответчиком, которым является ООО «КлючАвто автомобили с пробегом». До 01.08.2023 можно было ввозить более 1 машины и продавать в течение 12 месяцев. В случае если суд придет к выводу об удовлетворении исковых требований, просил снизить пеню в соответствии со ст.333 ГК РФ до разумных пределов до 10 000 руб. для каждой машины.

Административный ответчик ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал (т.2 л.д. 34).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела №2а-795/2025, приходит к следующему.

Статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора, в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора установлены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 (п. 5 Правил). В сноске 3 к Перечню указано, что размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Перечнем в редакции, действовавшей на дату ввоза административным ответчиком транспортного средства и утилизационного сбора, в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории M1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории с рабочим объемом двигателя: свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров коэффициент суммы расчета утилизационного сбора составляет на новые транспортные средства 8,92, на транспортные средства с даты выпуска которых прошло более 3 лет 15.69 (пункт 2 раздела I Перечня); транспортные средства ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя – 0,17 и 0,26 соответственно (пункт 3).

Согласно п. 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора. На основании представленных документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора (п. 12 Правил).

Пунктом 15(1) Правил установлено, что в случае, если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением (абзац первый).

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

В соответствии с п. 11(2) Правил пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ответчик с 28.06.2016 по 09.07.2018 был зарегистрирован в качестве ИП, согласно выписке из ЕГРИП основной вид деятельности техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, дополнительный вид деятельности – торговля автотранспортными средствами (т.1 л.д.128-130). Затем 30.06.2022 по договору купли-продажи транспортного средства ФИО5 приобрел автомобиль марки Renault Duster 2019 г.в., VIN №, (т.1 л.д. 18, 21, 22,23, 24-25,26-49,50-52), по договору купли-продажи от 01.07.2022 автомобиль марки Renault Duster 2018 г.в., VIN № (т.1 л.д.62, 63-95), по договору купли-продажи от 20.08.2022 приобрел автомобиль марки Geely Atlas 2020 г.в., VIN №, (т.1 л.д.105,106,107,108-123), после чего ввез на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 01.07.2022 автомобили марки Renault Duster 2018 г.в., VIN №, Renault Duster 2019 г.в., VIN № (т.1 л.д.17, 50-52, 57-61, 93-95) и 20.08.2025 автомобиль марки Geely Atlas 2020 г.в., VIN № (т.1 л.д.100-104, 121-123).

После ввоза автомобилей в ФИО1, административный ответчик 15.07.2025 обратился в Левобережный таможенный пост Воронежской таможни с заявлениями об уплате утилизационного сбора за ввезенные два транспортных средства Renault Duster (т.1 л.д.17,57), к которым был приложен расчет суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате за них, согласно которым за транспортное средство, 2018 года выпуска, за транспортное средство, 2019 года выпуска, подлежал уплате утилизационный сбор в размере 5200 рублей за каждый автомобиль (т.1 л.д.17, 100) исходя из коэффициента 0,26, установленного п.3 Перечня (т.1 л.д. 53-54, 96-99), а также заявление об уплате утилизационного сбора за ввезенное автомобиль марки Geely Atlas от 30.08.2022 (т.1 л.д.100), к которому был приложен расчет суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате за него, согласно которым за транспортное средство 2020 года выпуска, подлежал уплате утилизационный сбор в размере 3400 рублей (т.1 л.д.124-127) исходя из коэффициента 0,17, установленного п.3 Перечня.

При подаче заявления утилизационный сбор за ввезенный автомобиль уплачен административным ответчиком согласно оформленному должностным лицом Левобережного таможенного поста Воронежской области таможенного приходного ордера от 15.07.2022 на «Renault Duster» VIN № (ТПО №) в размере 5200 руб. с применением коэффициента 0.26, а также от 15.07.2022 «Renault Duster» VIN № (ТПО №) уплачен утилизационный сбор в размере 5200 руб.; от 30.08.2022 «Geely Atlas» VIN № (ТПО №) уплачен утилизационный сбор в размере 3400 руб. с применением коэффициента 0, 17 (т.1 л.д.55-56, 98-99, 126-127). Указанные суммы утилизационного сбора рассчитаны с применением коэффициентов, установленных в отношении транспортных средств для личного пользования.

Затем ответчиком в течение нескольких дней вышеуказанные транспортные средства были проданы, что подтверждено пояснениями представителя ответчика и поставлены на учет за ФИО2 19.07.2022 два автомобиля марки Renault Duster, а 01.09.2022 автомобиль марки Geely Atlas (т.1 л.д.131-141, 155-175, 207-216, т.2 л.д.1-10).

При этом следует отметить, что у ФИО6 имеется жена ФИО7 и дочь ФИО8 (т.1 л.д.142-145, т.2 л.д.35-36).

Однако, транспортные средства не были поставлены на учет ни за ответчиком, ни за членами его семьи, поэтому доводы его представителя о том, что для них приобретались транспортные средства, суд считает надуманными и необоснованными. При этом представителем ответчика так и после перерыва в судебном заседании не были представлены водительские удостоверения на их имя.

В последствии, в течение трех лет с момента ввоза автомобилей Воронежской таможней проведена проверка полноты уплаты утилизационного сбора согласно коэффициентов, установленных п. 3 раздела I Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора в отношении автомобилей марки «Renault Duster» VIN №, «Renault Duster» VIN №, «Geely Atlas» VIN №, ввезенных ФИО5, оформленная докладной запиской № 14-05-21/0036 от 17.01.2025 (т.1 л.д. 146-151, 152).

Так, в ходе проверки установлено, что все три транспортных средства на регистрационный учет ФИО5 не ставились, данные транспортные средства поставлены на первый регистрационный учёт на другое физическое лицо - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Из совокупности полученных в ходе проверки данных следует, что ФИО5 приобрёл 3 транспортных средства не для личного пользования, а для последующей перепродажи, что подтверждается ответами на запросы, полученными из регистрирующих органов. При этом, ни одно из названных транспортных средств, после получения ФИО6 на них паспортов, не было поставлено на государственный учет как за ним самим, так и за членами его семьи. Данные установленные в ходе проверки обстоятельства исключают применение коэффициентов, предусмотренных для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Исходя из сведений, заявленных ФИО5 о годе выпуска и физических характеристиках 3 транспортных средств, сумма утилизационного сбора в соответствии с пунктом 2 раздела 1 Перечня составляет 806 000,00 руб. Ранее уплаченный утилизационный сбор составил 13 800,00 руб. Таким образом, общая сумма утилизационного сбора, подлежащая доплате, составляет: 792 200,00 руб. (806 000,00 руб. - 13 800,00 руб.) (т.1 л.д.156-175).

Затем 27.01.2025 Воронежской таможней в адрес ФИО5 направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора в размере 792 200 рублей и пени по состоянию на 24.01.2024 в размере 310526,27 рублей, в случае его неуплаты задолженность будет взыскана в судебном порядке (т.1 л.д. 153-154, 185-186, т.2 л.д. 29-30, 31). Указанное уведомление адресатом не получено, почтовое отправление возвращено адресату по истечению срока хранения 03.04.2025 (т.1 л.д. 187-188, т.2 л.д. 17-18).

Затем Воронежская таможня 17.03.2025 обратилась к мировому судье судебного участка №7 в Советском судебном районе Воронежской области с заявлением о выдаче судебного приказа, что подтверждается обозренным в судебном заседании административным делом №2а-795/2025.

После чего, и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Советском судебном районе Воронежской области мировой судьей судебного участка №1 в Советском судебном районе Воронежской области 21.03.2025 вынесен судебный приказ №2а-795/2025 о взыскании с ФИО5 утилизационного сбора в размере 792 200 рублей и пени в размере 336589,65 рублей, который определением от 01.04.2025 отменен в связи с поступлением в адрес судебного участка возражений (т.1 л.д. 176).

Статьей 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.23 ст.73 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №289-фз от 03.08.2018 в случае направления уведомления таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается 6-ой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.

В силу п. 15(1) постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

Из материалов дела усматривается, что уведомление об уплате утилизационного сбора было направлено в адрес ответчика 27.01.2025 с учетом указанных выше норм днем получения уведомления считается 04.02.2025, срок для добровольной уплаты по уведомлению истекает 23.02.2025, но денежные средства от ФИО5 на лицевой счет таможенного органа не поступили, в связи с чем истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 17.03.2025, т.е. в предусмотренный шестимесячный законом срок (ст.286 КАС РФ). Поскольку судебный приказ отменен определением от 01.04.2025, а с настоящим иском Воронежская таможня обратилась в суд 27.03.2025 (т.1 л.д. 3), то административным истцом также не пропущен срок на обращение в Советский районный суд, так как он истекает 01.10.2025.

Проверив расчет размера задолженности по утилизационному сбору в размере 792000 руб., пене по дату подачи иска в размере 362 653,03 руб., суд признает его верным и обоснованным (т.1 л.д.177). При этом суд учитывает, что он не оспаривался ответчиком, а также его представителем.

Оценивая, собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования Воронежской таможни к ФИО5 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что согласно представленных ФИО5 в адрес таможенного органа, оформленных по форме Приложения № 1 вышеназванных Правил расчетов суммы утилизационного сбора, сумма подлежащего уплате утилизационного сбора в отношении каждого из вышеперечисленных колесных транспортных средств составила 5 200 руб. за каждый из автомобилей марки Renault Duster и 3400 руб. за автомобиль марки Geely Atlas, которая была рассчитана как для колесных транспортных средств, ввозимых физическими лицами на территорию Российской Федерации для личного пользования и оплачена административным ответчиком в доход бюджета.

Однако, как следует из действующего законодательства, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (пункт 5 Правил взимания утилизационного сбора).

Названными Правилами коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств определен в зависимости от объема двигателя и даты выпуска транспортного средства (новое или с даты выпуска которого прошло более трех лет), за исключением транспортных средств данной категории, ввозимых физическими лицами для личного пользования, для которых коэффициент установлен вне зависимости от объема двигателя, и для которых имеет значение только дата выпуска (0,17 – для новых и 0,26 – с даты выпуска которых прошло более трех лет).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством. Товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса). Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.

Таким образом, установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.

При этом, правовая категория личного потребления является оценочной, в связи с чем наличие либо отсутствие соответствующей цели подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех фактических обстоятельств дела.

Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимания вышеприведенные критерии, суд приходит к однозначному выводу, что вышеуказанные колесные транспортные средства в количестве 3 единиц ввозились ФИО6 на территорию Российской Федерации не для целей, связанных с личным потреблением.

Об этом свидетельствует значительное количество транспортных средств, явно не соразмерное необходимым ежедневным потребностям человека для передвижения в целях не связанных с предпринимательскими; систематичность приобретения автомобилей в период с июля 2022 года по август 2022 года (частота перемещения автомобилей ответчиком через таможенную границу в рассматриваемый период); факты реализации приобретенных транспортных средств третьим лицам в течение непродолжительного временного промежутка с момента ввоза в РФ; а также то обстоятельство, что ни одно из приобретённых транспортных средств не было поставлено на регистрационный учет ни за самим ФИО6, ни за членами его семьи, зарегистрированными по месту жительства административного ответчика, что в ходе судебного разбирательства его представителем не оспаривалось со ссылкой на отсутствие законодательно закреплённого запрета на использование транспортных средств без совершения в отношении них регистрационных действий.

При этом суд полагает, что не совершение действий по постановке приобретенных транспортных средств на регистрационный учет свидетельствует о том, что право допуска к участию в дорожном движении не было приобретено, что само по себе исключает факт нахождения транспортных средств в личном пользовании (использовании) административного ответчика.

При этом в ходе рассмотрения дела судом доводы представителя ответчика о том, что он ввез автомобили для своих нужд, допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены. Собранные по делу доказательства свидетельствуют об обратном и стороной административного ответчика не опровергнуты, а представленные копии страниц паспортов ФИО9 и ФИО10 этого не подтверждают (т.2 л.д.35,36).

Более того, согласно выписке из ЕГРИП ФИО6 с 28.06.2016 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №) основным видом деятельности является техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, а дополнительным видом деятельности является торговля автотранспортными средствами (т.1 л.д.128-130).

В соответствии с требованиями статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьи 228 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и в установленный пунктом 15 (1) вышеназванных Правил трехлетний срок, в целях установления факта соблюдения ФИО6 законодательства Российской Федерации при уплате утилизационного сбора в отношении ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств, таможенным органом проведена камеральная проверка документов и сведений, представленных при уплате утилизационного сбора на вышеуказанных спорные транспортные средства в количестве 3 единиц.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что колесные транспортные средства были приобретены проверяемым лицом не для личного использования, а для последующей перепродажи, в связи с чем, оснований для применения коэффициента расчета утилизационного сбора, установленного в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации физическими лицами транспортных средств для личного пользования, не имелось.

Учитывая изложенное, у Воронежской таможни имелись полномочия по проведению камеральных и иных проверок, в том числе, своевременности и полноты уплаты утилизационного сбора, а также возложения, в данном случае, обязанности по уплате утилизационного сбора на лицо, осуществившее ввоз.

Так, установлены обстоятельства ввоза административным ответчиком транспортных средств в количестве 3 единиц, систематичности приобретения данных транспортных средств в период с июля 2022 по август 2022 года, факты реализации автомобилей третьим лицам в течение непродолжительного времени.

Также следует отметить, что основанием для возникновения обязанности является цель ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации.

При проведений проверочных мероприятий по доначислению суммы утилизационного сбора применялось постановление Правительства Российской Федераций от 26.12.2013№ 1291 в редакции от 13.05.2022 № 23, действовавшее на момент подачи ФИО5 заявлений об уплате утилизационного сбора в отношении ввезенных транспортных средств на территорию Российской Федераций. Данной редакцией количественный критерий ввоза транспортных средств в РФ, а также понятия «Личное пользование» определено не было.

Однако, как установлено в судебном заседании, вышеуказанные транспортные средства в количестве 3 единиц были введены ФИО6 на территорию Российской Федерации в период с июня 2022 г. по август 2022 г., то есть во время действия Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291, изменения в который были внесены Постановлением Правительства Российской Федерации № 1722 от 17 октября 2023 г., касающиеся минимального срока нахождения ввезенного транспортного средства на регистрационном учете в течение 12 месяцев с даты оформления приходного таможенного ордера в отношении этого транспортного средства до момента отчуждения физическим лицом данного транспортного средства в собственность иного лица.

Между тем, согласно п.1 ч.3 ст.8 ФЗ от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение дня постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в РФ.

Таким образом, вышеуказанные изменения были приняты после ввоза административным ответчиком вышеуказанных транспортных средств в РФ, в связи с чем, исчисление утилизационного сбора было правомерно произведено таможенным органом с учета требований законодательства, действующего на тот период времени. При этом суд полагает, что доводы ФИО6, изложенные в его возражениях, а также озвученные его представителем в ходе судебного заседания относительно применения изменений в части исчисления минимального срока владения транспортным средством, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1722 от 17 октября 2023 г., которые не имеют обратной силы, основаны на неверном толковании норм законодательства, в связи с чем суд не может принять их во внимание.

Суд также не соглашается с доводом административного ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу по следующим основаниям.

Так, в соответствии с п.3, 4 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумму этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1291 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором, четвертом (в части лиц, которые приобрели колесные транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора в отношении ввезенного колесного транспортного средства) и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба. Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах третьем и четвертом (за исключением лиц, которые приобрели колесные транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора в отношении ввезенного колесного транспортного средства) пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная налоговая служба.

Таким образом, порядок взыскания доначисления суммы утилизационного сбора определен только для Федеральной таможенной службы, а Федеральная налоговая служба таким полномочиями не обладает, в связи с чем, замена административного ответчика, а также взыскание доначисления сумм утилизационного сбора не с ответчика, а с иных физических лиц, являющихся в настоящее время собственниками транспортных средств неправомерна.

Также подлежат отклонению доводы административного ответчика в части несогласия с взысканием пени в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве с 1 апреля по 30 сентября 2022 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (пункт 1). Мораторий действовал с 1 апреля по 1 октября 2022 года (пункт 3).

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 данного Федерального закона. В частности, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абзац десятый пункта 1 статьи 63 указанного Федерального закона).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2025 года № 388-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ФОРС МАЖОР» на нарушение его конституционных прав постановлением Правительства Российской Федерации «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» указано, что, обеспечивая реализацию конституционно значимой цели по поддержке уязвимых категорий хозяйствующих субъектов на основе баланса интересов кредиторов и должников, это регулирование не исключает возможности учета судом при его применении основанных на предписаниях статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о запрете злоупотребления правом и последствиях его нарушения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2023 года № 3425-0, от 11 июня 2024 года № 1440-0 и др.). В частности, не исключается признание недобросовестным поведения должника, ссылающегося на мораторий, при доказанности того, что в действительности он не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения, на что обращается внимание в судебной практике (абзац второй пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).

Таким образом, Постановление № 497 не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела, что ввоз транспортных средств осуществлялся ФИО6 после введения моратория 15.07.2022 и 30.08.2022, получен доход в период действия моратория, а также им не представлено доказательств факта того, что он пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения.

Также суд не усматривает правовых оснований для снижения суммы исчисленной неустойки с применением положений ст. 333 ГК РФ.

Так, пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени как платеж имеют компенсационный характер, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты обязательных платежей в срок, и не являются мерой ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Учитывая, что в данном случае спорные правоотношения не вытекают из гражданско-правового законодательства и носят публично-правовой характер, положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность уменьшения неустойки в случае ее несоразмерности последствиям нарушения гражданско-правового обязательства, к спорным правоотношениям не применимы. Кроме того, суд считает, что сумма пени, начисленных ФИО6 на недоимку, не превышает размер этой недоимки.

Учитывая, что проверкой Воронежской таможни был установлен факт ввоза транспортных средств административным ответчиком в РФ не для личного пользования, а утилизационный сбор был уплачен в размере, предусмотренном для транспортных средств ввозимых физическими лицами для личного пользования, в добровольном порядке административным ответчиком не был уплачен утилизационный сбор, суд считает исковые требования Воронежской таможни законными и обоснованными, а изложенные в их обоснование обстоятельства доказанными.

До настоящего времени задолженность по утилизационному сбору и пене ФИО6 не погашена. В свою очередь истец обратился в суд с иском в предусмотренный ст.286 КАС РФ срок.

В силу ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика ФИО6 подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 26548,53 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО5, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета утилизационный сбор в размере 792 200 (семьсот девяносто две тысячи двести) руб., пеню в размере 362 653 (триста шестьдесят две тысячи шестьсот пятьдесят три) руб. 03 коп., а также пеню начиная с 29.04.2025 за каждый день просрочки по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно.

Взыскать с ФИО5 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 26548 (двадцать шесть тысяч пятьсот сорок восемь) руб. 53 коп.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06.10.2025.

Судья Е.М. Бородовицына