Дело № 2а-2995/2025
УИД 59RS0011-01-2025-004474-89
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Пермский край, г.Березники 2 октября 2025 г.
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Филиппова С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Кубаревой О.А.,
с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пермской таможни к ФИО3 о взыскании утилизационного сбора,
установил:
Пермская таможня обратилась в суд с административным иском к ФИО3 о взыскании утилизационного сбора. В обоснование своих требований указала, что Пермской таможней проведена проверка документов и сведений, представленных ФИО3 при уплате утилизационного сбора в отношении ввезенного в Российскую Федерацию транспортного средства. Установлено, что ФИО3 18.08.2023 на Пальниковский таможенный пост Пермской таможни подано заявление и расчет на уплату утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства ....., 2017 года выпуска, (VIN) № (далее – Автомобиль), ввезенного из Киргизской Республики. В расчёте суммы утилизационного сбора ФИО3 применена базовая ставка - 20 000 руб., а также коэффициент расчета суммы утилизационного сбора, установленный пунктом 3 раздела I Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (для транспортных средств, ввозимых физическими лицами дли личного пользования, вне зависимости от объема двигателя) с даты выпуска которых прошло более 3 лет - 0,26. Таким образом, в отношении транспортного средства сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате, ФИО3 рассчитана в размере 5 200 руб. для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет. Расчёт суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате, произведен с учетом цели ввоза транспортных средств - для личного пользования. Первый документально установленный день нахождения колесного транспортного средства на территории Российской Федерации приходится на 15.08.2023. При ввозе колесных транспортных средств категории M1 не для личного пользования, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора зависит от рабочего объема двигателя, а также от года выпуска колесного транспортного средства. Автомобиль относится к категории M1, рабочий объем двигателя - 1995 куб. см. Для расчета утилизационного сбора по рабочему объему двигателя в данном случае применяется коэффициент 26,44, что составляет 528 800 руб. 26.08.2023 была осуществлена первичная регистрация Автомобиля на ФИО3, 08.11.2023 была осуществлена перерегистрация транспортного средства на Ч.Н.Н. С момента ввоза на территорию Российской Федерации указанного Автомобиля до момента его регистрации на иное лицо прошло 2 месяца 23 дня. Таким образом, ввезенное ФИО3 транспортное средство зарегистрировано на иное лицо до истечения 12 месяцев с даты его ввоза на территорию Российской Федерации, что является несоблюдением положений сноски 6 к разделу 1 Перечня. Продажа в скором времени Автомобиля может указывать на то, что ввезенное транспортное средство могло являться товаром не для личного пользования, а с целью его реализации. В таком случае размер подлежащего уплате утилизационного сбора должен быть рассчитан в соответствии с коэффициентами расчета суммы утилизационного сбора, установленными пунктом 2 раздела I Перечня, в зависимости от года выпуска колесного транспортного средства и рабочего объема его двигателя. Итоговая сумма, подлежащая уплате в качестве утилизационного сбора в отношении ввезенного ФИО3 Автомобиля, составляет 523 600 руб.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Сумма пени за неуплату утилизационного сбора, подлежащая уплате ФИО3, на 08.08.2025 составляет 205 059,22 руб. Итого сумма, подлежащая уплате ФИО3, составляет 728 659 руб. 22 коп. 19.02.2025 Пермской таможней в адрес ФИО3 направлено письмо об уплате утилизационного сбора. До настоящего времени ФИО3 утилизационный сбор не уплачен.
Просит взыскать в пользу Пермской таможни с ФИО3 неуплаченный утилизационный сбор в сумме 523 600 руб., пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора в сумме 205 059,22 руб., рассчитанные на 08.08.2025; пени, начиная с 09.08.2025 в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты задолженности от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по день фактического исполнения обязательства.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 на удовлетворении иска настаивали.
Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила провести судебное заседание без личного участия. В письменном ходатайстве просила применить положения ст.333 ГК РФ и снизить размер штрафных санкций до разумных пределов. Ранее в отзыве на исковое заявление от имени ФИО3 (без подписи) указывала на то, что автомобиль был куплен для личных целей и использовался по назначению, а его продажа осуществлялась исходя из конституционных прав, в частности ст.35 Конституции РФ. Продажа автомобиля была вызвана сложной финансовой ситуацией и подготовкой члена семьи для участия в специальной военной операции.
Суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие административного ответчика, поскольку им было заявлено соответствующее ходатайство, его присутствие в судебном заседании судом не признано необходимым.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2а-2340/2025, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию.
Статья 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что за каждое транспортное колесное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1). Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2). Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 26.12.2013 № 1291 утвердило Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила).
Согласно пункту 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291. Сумма утилизационного сбора, уплаченная в отношении колесного транспортного средства, ввезенного физическим лицом для личного пользования в Российскую Федерацию, подлежит пересмотру в случае, если до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера в отношении этого ввезенного колесного транспортного средства указанным лицом оно отчуждено в собственность иного лица. В этом случае осуществляется доплата утилизационного сбора до уровня утилизационного сбора, предусмотренного для колесного транспортного средства, ввезенного в Российскую Федерацию физическим лицом не для личного пользования. При неосуществлении указанной доплаты утилизационного сбора обязанность по его уплате считается неисполненной.
Пунктом 12 Правил закреплено, что таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 11 Правил.
В соответствии с пунктом 15(1) раздела II Правил, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора в сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления.
В соответствии с п.11(2) Правил для целей исчисления суммы утилизационного сбора применяются базовая ставка и коэффициент расчета размера утилизационного сбора, установленные перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 (далее – Перечень), действующие на: день регистрации таможенной декларации в отношении колесного транспортного средства (шасси) и (или) прицепа к нему; день подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, указанного в пункте 11 настоящих Правил, в случае если колесное транспортное средство (шасси) и (или) прицеп к нему не подлежат таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию; день подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, указанного в пункте 11 настоящих Правил, в случае если колесное транспортное средство ввезено физическим лицом для личного пользования в Российскую Федерацию и до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера в отношении этого ввезенного колесного транспортного средства отчуждено указанным лицом в собственность иного лица; день подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, указанного в пункте 11 настоящих Правил, в случае отсутствия подтверждения даты фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и (или) прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно Перечню базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории M1 составляет 20 000 рублей.
В соответствии с Перечнем (в редакции, действовавшей в период возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора) коэффициент расчета суммы утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, с рабочим объемом двигателя свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров составлял 26,44; для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования – 0,26.
Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции (сноска 3 к Перечню).
Согласно сноске 6 к Перечню для целей раздела I настоящего перечня под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, в отношении которого лицом, которое осуществило его ввоз, в расчете суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведенном в приложении № 1 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», указано, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования и такое транспортное средство в течение 12 месяцев с даты его ввоза зарегистрировано на указанное лицо либо зарегистрировано на лицо, отличное от лица, которое ввезло такое транспортное средство, по истечении 12 месяцев с даты его ввоза.
Как следует из материалов дела, 18.08.2023 на Пальниковский таможенный пост Пермской таможни ФИО3 подано заявление и расчет на уплату утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства ....., 2017 года выпуска, (VIN) №, дата выпуска - 2017 год, рабочий объем двигателя - 1995 куб. см., ввезенного на территорию Российской Федерации из Киргизской Республики (л.д.28-30).
К заявлению ФИО3 приложены копия договора купли-продажи Автомобиля от 08.08.2023 стоимостью 4 400 000 руб., выписка из электронного паспорта транспортного средства от 17.08.2023 №, копия Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) от 15.08.2023 № ....., чек об оплате. В расчёте суммы утилизационного сбора ФИО3 применена базовая ставка - 20 000 руб., а также коэффициент расчета суммы утилизационного сбора, установленный для транспортных средств, ввозимых физическими лицами дли личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, с даты выпуска которых прошло более 3 лет - 0,26 (л.д.31-39).
В отношении ввезенного Автомобиля сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате, ФИО3 рассчитана в размере 5 200 руб.
Согласно информации ГУ МВД России по Пермскому краю от 02.09.2024 № 20/9645, в отношении ввезенного ФИО3 Автомобиля 26.08.2023 была осуществлена первичная регистрация на ФИО3, 08.11.2023 года (то есть спустя 2 месяца 23 дня) была осуществлена перерегистрация транспортного средства на Ч.Н.Н. (л.д.40).
Таким образом, ввезенный ФИО3 Автомобиль зарегистрирован на иное лицо до истечения 12 месяцев с даты его ввоза на территорию Российской Федерации, что является несоблюдением положений сноски 6 к Перечню.
Кроме этого, последующая продажа Автомобиля в небольшой промежуток времени от даты его ввоза на территорию Российской Федерации является признаком, не позволяющим применить льготный коэффициент для уплаты утилизационного сбора.
Согласно поступившим в дело документам, ФИО3 30.10.2023 продала Автомобиль Д.А.А., который посредством заключения агентского договора от 01.11.2023 с ООО «Топ-Авто» продал его Ч.Н.Н., стоимость автомобиля составила 4 500 000 руб.
Доказательств того, что Автомобиль был ввезен для личного пользования, а не для последующей перепродажи, административным ответчиком не представлено. Напротив, из имеющихся в деле документов следует, что Автомобиль спустя непродолжительное время после ввоза на территорию Российской Федерации был отчужден ФИО3 члену семьи, осуществляющему деятельность, связанную с торговлей автомобилями, которым была оформлена сделка по перепродаже Автомобиля. При этом сумма сделки говорит о том, что она имела экономическую выгоду для продавца.
В указанном случае размер подлежащего уплате утилизационного сбора должен быть рассчитан в соответствии с коэффициентом расчета суммы утилизационного сбора, установленными пунктом 2 раздела I Перечня, в зависимости от года выпуска колесного транспортного средства и рабочего объема его двигателя – 26,44. Таким образом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате ФИО3, составляет 528 800 руб. (20 000 * 26,44). С учетом уплаты сбора в размере 5 200 руб. сумма утилизационного сбора, подлежащая взысканию с ФИО3, составляет 523 600 руб.
Пермской таможней 19.02.2025 в адрес ФИО3 направлено требование об уплате утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней от таможенного органа требования.
Поскольку в установленный срок требование не было исполнено, таможенный орган 11.06.2025 обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Березниковского судебного района Пермского края от 20.06.2025 № 2а-2340/2025 с ФИО3 в пользу Пермской таможни был взыскан неуплаченный утилизационный сбор в сумме 523 600 руб., пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора в сумме 183451,99 руб., рассчитанные на 06.06.2025.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Березниковского судебного района Пермского края от 22.07.2025 судебный приказ был отменен в связи с возражениями ФИО3
Кроме того, административным истцом заявлено требование о взыскании с ФИО3 пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора (п.11(2) Правил).
Расчет пени произведен административным истцом за период с 09.11.2023 (со следующего после регистрации Автомобиля на Ч.Н.Н. дня) по 08.08.2025. Размер пени составил 205 059,22 руб. Расчет судом проверен, признан обоснованным. Поскольку доказательств уплаты утилизационного сбора в установленном размере административным ответчиком не представлено, суд признает требования о взыскании пени обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также обоснованным, с учетом положений п.11(2) Правил, ст.395 ГК РФ, является требование о взыскании с административного ответчика пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора, начиная с 09.08.2025 и по день фактического исполнения обязательства, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
При этом вопреки доводам административного ответчика возможность снижения размера начисленной суммы пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора положениями действующего законодательства не предусмотрена.
В соответствии с положениями ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 19 573 руб. 18 коп. Сведений о наличии оснований для освобождения ФИО3 от судебных расходов в деле не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Пермской таможни к ФИО3 о взыскании утилизационного сбора удовлетворить.
Взыскать с ФИО3, ..... года рождения, ИНН №, зарегистрированной по адресу: ....., в пользу Пермской таможни:
- утилизационный сбор в сумме 523 600 руб.;
- пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора за период с 09.11.2023 по 08.08.2025 в сумме 205 059 руб. 22 коп.
Взыскивать с ФИО3, ..... года рождения, ИНН №, зарегистрированной по адресу: ....., в пользу Пермской таможни пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора, начиная с 09.08.2025, в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора, от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по день фактического исполнения обязательства.
Взыскание производить по следующим реквизитам:
получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН <***>, КПП 773001001, банк получателя – Операционный департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК г.Москва, БИК 024501901, ОКТМО 45328000, номер счета банка получателя № 40102810045370000002, номер счета получателя средств № 03100643000000019502, код таможенного органа 10000010 (107 поле), КБК 153 010 61301 01 0000 510, УИН 15322104110004885208.
Взыскать с ФИО3 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 19 573 руб. 18 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (03.10.2025).
Судья /подпись/ С.В. Филиппов
Копия верна. Судья