УИД 21RS0024-01-2025-000589-74
№2а-2131/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2025 г. г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Филипповой К.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Будковой Ю.В.,
при участии:
от административного истца – ФИО8,
от административного ответчика – ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нижегородской таможни к ФИО5 о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора,
установил:
Нижегородская таможня (далее как административный истец) обратилась в суд с административным иском к ФИО5 (далее как административный ответчик) о взыскании 1718000 руб. 00 коп.задолженности по уплате утилизационного сбора.
Требования мотивированы тем, что в период с июля 2022 года по июль 2023 года административный ответчик ввез на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь транспортные средства, в том числе:
<данные изъяты> VIN: №, 2018 годавыпуска,
<данные изъяты> VIN: №, 2016 годавыпуска,
<данные изъяты> VIN: №, 2018 годавыпуска,
<данные изъяты> VIN: №, 2017 годавыпуска,
<данные изъяты> VIN: №, 2019 годавыпуска,
<данные изъяты> VIN: №, 2023 годавыпуска.
При обращении на Чувашский таможенный пост Нижегородской таможни с заявлениями об уплате утилизационного сбора за указанные автомобили административный ответчик к комплекту документов прикладывал расчет суммы утилизационного сбора по каждому транспортному средству, согласно которым утилизационный сбор им рассчитывался в отношении каждого автомобиля, как для транспортных средств, ввозимых для личного пользования. Общая сумма уплаченного утилизационного сбора составила 29400 руб. Между тем транспортные средства ввезены административным ответчиком на территорию Российской Федерации не для личного пользования, а для последующей перепродажи, что установлено в ходе проведенной проверки, а потому исключается применение понижающих коэффициентов, предусмотренных для расчетов утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых для личного пользования. В связи с чем, административным ответчиком неверно рассчитан и уплачен утилизационный сбор. Направленные в адрес административного ответчика уведомления об уплате утилизационного сбора, оставлены без удовлетворения. Выданный мировым судьей судебный приказ о взыскании задолженности по сбору отменен, в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения. По настоящий момент задолженность административным ответчиком не погашена, денежные средства в бюджет не перечислены.
В прядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявлением от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом размер исковых требований уменьшен до 1100800 руб. задолженности по уплате утилизационного сбора, из расчета исключен утилизационный сбор в отношении транспортных средств <данные изъяты>: №, 2018 года выпуска, и <данные изъяты>: №, 2017 года выпуска.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в нем. Одновременно пояснив, что ввозимые административным ответчиком транспортные средства технически исправны, о чем свидетельствует их передвижение по территории Российской Федерации, административный ответчик при их приобретении имел возможность их осмотреть, предъявить претензии по качеству к продавцам, однако указанное им не сделано.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечив явку представителя, который исковые требования не признал, просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, которые сводятся к следующему. Административный ответчик не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ввозимые транспортные средства приобретались для личного потребления, однако в связи с выявлением в них технических недостатков, административным ответчиком принято решение об их продаже. Административным истцом не доказана совокупность обстоятельств, свидетельствующих о систематической продаже ответчиком товара (транспортных средств), ввезенного для личного пользования. Кроме того, на момент ввоза административным ответчиком транспортных средств на территорию Российской Федерации Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не были закреплены критерии отнесения ввозимых транспортных средств к транспортным средствам, ввозимым физическими лицами для личного пользования. Поскольку акты законодательства, ухудшающие положение плательщиков сборов, обратной силы не имеют, отсутствие регистрации транспортного средства на ФИО5, как и факт продажи им ввезенных автомобилей, не свидетельствуют о ввозе их для целей иных, чем личного потребления.
Заинтересованные лица ФИО2, ФИО3, ФИО4, извещенные надлежащим образом, не явились, письменные пояснения не представили, ФИО5 представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные пояснения, в соответствии с которым указывает на приобретение транспортного средства у административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ по цене 2000000 руб.
Заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела, в период с июля 2022 года по июль 2023 года административный ответчик ввез на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь транспортные средства, в том числе:
- ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>: №, 2018 года выпуска,
- ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> VIN: №, 2016 года выпуска,
- ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>: №, 2018 года выпуска,
- ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> VIN: №, 2017 годавыпуска,
- ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> VIN: №, 2019 годавыпуска,
- ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> VIN: №, 2023 годавыпуска.
Административный ответчик в период с июля 2022 года по июль 2023 года обращался на Чувашский таможенный пост Нижегородской таможни с заявлениями об уплате утилизационного сбора, по которым были сформированы таможенные приходные ордера (ТПО):
- № в отношении транспортного средства <данные изъяты>: №, 2018 года выпуска, в соответствии с которым утилизационный сбор рассчитан и уплачен в размере 5200 руб. (т. 1 л.д. 173),
- № в отношении транспортного средства <данные изъяты>: №, 2016 года выпуска, в соответствии с которым утилизационный сбор рассчитан и уплачен в размере 5200 руб. (т.1 л.д. 188),
- № в отношении транспортного средства <данные изъяты>: №, 2018 года выпуска, в соответствии с которым утилизационный сбор рассчитан и уплачен в размере 5200 руб. (т. 1 л.д. 162),
- № в отношении транспортного средства <данные изъяты>: №, 2017 года выпуска, в соответствии с которым утилизационный сбор рассчитан и уплачен в размере 5200 руб. (т. 1 л.д. 157),
- № в отношении транспортного средства <данные изъяты>: №, 2019 года выпуска, в соответствии с которым утилизационный сбор рассчитан и уплачен в размере 5200 руб. (т. 1 л.д. 181),
- № в отношении транспортного средства <данные изъяты>: №, 2023 года выпуска, в соответствии с которым утилизационный сбор рассчитан и уплачен в размере 3400 руб. (т. 1 л.д. 168).
Административным истцом проведена проверка правильности исчисления и полноты уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных административным ответчиком транспортных средств, входе которой установлено следующее.
Транспортное средство <данные изъяты>: №, 2018 года выпуска, в отношении которого оформлен таможенный приходный ордер ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован за ФИО4.
Транспортное средство <данные изъяты> VIN: №, 2016 года выпуска, в отношении которого оформлен таможенный приходный ордер ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован за ФИО2.
Транспортное средство <данные изъяты>: №, 2018 года выпуска, в отношении которого оформлен таможенный приходный ордер ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован за ФИО6.
Транспортное средство <данные изъяты>: №, 2017 года выпуска, в отношении которого оформлен таможенный приходный ордер ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован за ФИО7.
Транспортное средство <данные изъяты> VIN: №, 2019 года выпуска, в отношении которого оформлен таможенный приходный ордер ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован за ФИО5.
Транспортное средство <данные изъяты>: №, 2023 года выпуска, в отношении которого оформлен таможенный приходный ордер ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован за ФИО3.
Указанное подтверждается представленной МВД России по Чувашской Республике информацией (т. 1 л.д. 25 обр.сторона – 30, 145 – 152).
По результатам проведенной проверки административным истцом в адрес административного ответчика направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № с информацией о необходимости доплаты утилизационного сбора, которое вручено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 134)
Указанное уведомление оставлено ответчиком без удовлетворение.
Поскольку в установленный законодательством срок утилизационный сбор административным ответчиком не уплачен, административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 9 Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по уплате утилизационного сбора.
Мировым судьей вынесен судебный приказ от 27 января 2025 г., который определением от 29 января 2025 г. отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения (т. 1 л.д. 125).
Административный истец, указывая, что административным ответчиком неверно рассчитан и уплачен размер утилизационного сбора, задолженность по его уплате ответчиком не погашена, обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том, числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодексу производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1).
Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 названной статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта (пункт 3).
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок взимания утилизационного сбора, размеры утилизационного сбора определяются Правительством Российской Федерации (пункты 2, 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортный средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Разделом I Перечня предусмотрены коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора, в частности для транспортных средств категории M1, в том числе транспортных средств в зависимости от рабочего объема двигателя (пункт 2) и транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя (пункт 3).
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем, таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 11 Правил (пункты 5, 12 Правил).
Пунктом 15(1) Правил предусмотрено, что в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 ТК ЕАЭС, в силу которого таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» согласно статьям 260, 262 Таможенного кодекса товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личногопользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством (например, в соответствии со статьей 263 Таможенного кодекса перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товары, указанные в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, могут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки по таможенной территории Союза).
Товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса).
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещение им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.
Установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.
Кроме того, положениями статьи 226 ТК ЕАЭС предусмотрено, что Евразийская экономическая комиссия наделена полномочиями определять стоимостные, весовые и (или) количественные нормы ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования.
Согласно позиции, сформулированной в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», учитывая потребительские свойства, традиционную практику применения и использования транспортных средств, нормой, в пределах которой транспортное средство может считаться ввезенным для личного пользования, является 1 единица транспортного средства 1 раз в 4 календарных года.
Как установлено судом, административным ответчиком в период с июля 2022 года по июль 2023 года на территорию Российской Федерации ввезено 6 транспортных средств.
При этом регистрация вышеуказанных автомобилей в органах Госавтоинспекции самим административным ответчиком за собой не осуществлялась, транспортные средства проданы заинтересованным лицам, не являющимися ему близкими родственниками, членами семьи.
Ввозимые транспортные средства не являются однородными, отличаются по своим техническим характеристикам и параметрам, в том числе по размеру кузова, количества пассажирских мест, цели использования, страны производителя и т.д.
Так, согласно сведениям телекоммуникационной системы интернет <данные изъяты>— коммерческий автомобиль, который предназначен для перевозки небольших групп людей, например от 7 до 9 человек, <данные изъяты>- компактный кроссовер, имеющий полный привод для езды по бездорожью, <данные изъяты> - компактный кроссовер, предназначенный для городской езды, <данные изъяты> — компактный легковой автомобиль немецкого производителя, <данные изъяты> - среднеразмерный легковой автомобиль китайского автопроизводителя, <данные изъяты> - российский автомобиль малого класса, компактный универсал, что свидетельствуют об отсутствии предпочтения у административного ответчика при приобретении дорогостоящего товара.
Кроме того, стоимость ввезенных транспортных средств, указанная в договорах купли-продажи, имеет значительную разницу от 25 до 70 тысяч белорусских рублей, так стоимость <данные изъяты>– 25000 белорусских рублей, стоимость <данные изъяты>– 25000 белорусских рублей, стоимость <данные изъяты>– 70000 белорусских рублей, стоимость <данные изъяты>– 57000 белорусских рублей, стоимость <данные изъяты>– 58000 белорусских рублей, стоимость <данные изъяты>– 58500 белорусских рублей.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у административного ответчика намерений использовать транспортные средства в личных целях, исходя их бытовых потребностей, что является основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин исходя из коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования.
Сведений о заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении введенных автомобилей в какой-либо период административным ответчиком не представлено.
Таким образом, принимая во внимание вышеприведенные нормы права и их разъяснения, а также исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая частоту ввоза административным ответчиком транспортных средств, их дальнейшую продажу на территории Российской Федерации заинтересованным лицам спустя непродолжительный период времени, характеристику товаров с учетом отсутствия их однородности и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членовего семьи, отсутствие действий, обеспечивающих допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, то есть их государственный учет в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», суд приходит к выводу о том, что спорные транспортные средства, в отношении которых таможенным органом произведен перерасчет утилизационного сбора, ввезены ответчиком не для личного пользования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что в отношении транспортных средств <данные изъяты>: №, 2018 года выпуска, и <данные изъяты>: №, 2017 года выпуска, утилизационный сбор уплачен заводом-изготовителем, административный истец исключил из расчета задолженность по утилизационному сбору за ввоз данных транспортных средств.
Согласно расчету административного истца, задолженность ответчика по уплате утилизационного сбора составляет 1100800 руб.
Расчет истца судом проверен и признан обоснованным, данный расчет ответчиком не оспорен, контрассчет не представлен.
Судом обсуждались доводы административного ответчика о том, что транспортные средств в виду имеющихся недостатков, после их ввоза не территорию Российской Федерации проданы заинтересованным лица и отклоняются в силу следующего.
Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность никак не ставится в зависимость от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению.
Напротив, действующим законодательством предусмотрен расчет утилизационного сбора в зависимости от изношенности ввозимого транспортного средства или самоходной машины.
Доводы стороны административного ответчика о нарушении таможенным органом конституционного принципа правовой определенности, при произвольном толковании порядка расчетов утилизационного сбора, а также невозможности определения критериев для отнесения транспортных средств к товарам, приобретенным не для личного пользования, презумпции добросовестности плательщика, обусловлены неверным субъективным толкованием правовых норм с учетом выработанной правовой позиции защиты.
Указанные доводы не опровергают установленные по делу фактические обстоятельства, и не свидетельствуют о необходимости применения к спорным отношениям иных норм правового регулирования.
Таким образом, требования административного истца о взыскании с административного ответчика 1100800 руб. задолженность по уплате утилизационного сбора подлежат удовлетворению, как основанные на законе и обоснованные материалами дела.
В порядке статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 26 008 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с ФИО5 (ИНН <данные изъяты>) задолженность по уплате утилизационного сбора в размере 1`100`800 (Один миллион сто тысяч восемьсот) рублей 00 копеек.
Реквизиты банковского счета для оплаты утилизационного сбора:
Получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России),
ИНН <***>, КПП 773001001,
Наименование банка получателя - Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва,
БИК 024501901, ОКТМО 45328000,
Номер счёта банка получателя средств - 40102810045370000002,
Номер счёта получателя средств - 03100643000000019502;
Код таможенного органа 10000010
КБК 153 1 10 09000 01 1000 110.
Взыскать с ФИО5 (ИНН <***>) государственную пошлину в размере 26`008 (Двадцать шесть тысяч восемь) рублей 00 копеек в доход местного бюджета Чебоксарского городского округа.
Решение может быть обжаловано в Верховый Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 1 ноября 2025 г.
Судья К.В. Филиппова