УИД 63RS0030-01-2025-001703-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2025 года г.Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Королевой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Кондратьевой И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1764/2025 по административному исковому заявлению Псковской таможни к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени,
УСТАНОВИЛ:
Псковская таможня предъявила в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области административный иск к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени, указав при этом следующее.
Таможенным органом достоверно установлено, что ... г. ФИО1 на основании документа временного ввоза № ... временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни ТС для личного пользования (далее – ТСЛП) – PEGOUT 407, VIN – ..., ... года выпуска. Срок временного ввоза ТС согласно пассажирской таможенной декларации установлен до ... г.
К обратному вывозу ТС - PEGOUT 407, VIN – ..., ... года выпуска заявлено не было. Информация об обратном вывозе ТС в электронной базе отсутствует. Местонахождение ТС не установлено.
... г. таможенным постом МАПП Шумилкино вынесено Решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного ТС для личного пользования № ... по факту не вывоза ТС - PEGOUT 407, VIN – ..., ... года выпуска.
... г. составлен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа № ....
В адрес ФИО1 письмами Псковской таможни от ... г. № ... направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ... г. № ... на сумму 615227,98 руб. (в том числе: таможенные платежи 579325,87 руб., пени – 35902,11 руб.) со сроком добровольной уплаты – не позднее 15 рабочих дней со дня получения данных уведомлений по адресам: ....
В добровольном порядке уведомление ФИО1 не оплачено.
Таможенным органом доначислена общая сумма пени на ... г. – 468253 руб. на дату подачи административного искового заявления.
В рамках исполнительного производства с административного ответчика ФИО1 была взыскана сумма по исполнительному листу № ... в размере 32247,21 руб.
Псковская таможня обратилась в мировой суд судебного участка № 109 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании таможенных платежей и пени с ФИО1 в пользу Псковской таможни.
Определением мирового судьи судебного участка № 109 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от ... г. судебный приказ от ... г. был отменен на основании заявления ФИО1
... г. административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца уточнил требования, в результате чего окончательно просит суд: взыскать с ФИО1 задолженность в размере 1126403,95 руб., из которых: 547078,08 руб. – таможенные платежи, 579325,87 руб. – пени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие стороны административного истца.
Административный ответчик, его представитель по доверенности ФИО2 просили рассмотреть дело в их отсутствие, ранее в судебном заседании представитель административного ответчика возражала против удовлетворения требований.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, исследовав письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье57Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей286 КАС РФорганы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).
В соответствии со ст. 47 ТК ЕАЭС таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Видыиставкитаможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов. Размеры таможенных сборов не могут превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлены таможенные сборы. Плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаютсязаконодательствомгосударств-членов.
Согласно ч. 4 ст. 258 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза либо для вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение, временного ввоза, вывоза, временного вывоза либо для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если в соответствии состатьей 263настоящего Кодекса товары для личного пользования могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.
В отношении товаров для личного пользования, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение или временного ввоза, должны быть совершены физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, после завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита.
В силу положений статей 14, пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС, таможенный орган имеет право проводить таможенный контроль, с применением одной из форм таможенного контроля, до истечения 3 лет со дня приобретения товарами статуса товаров Союза.
Порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров регламентирован положениями статьи 326 ТК ЕАЭС.
Согласно ч. 1 ст. 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами ТС для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Временно ввезенные ТС для личного пользования до истечения срока в течение которого такие ТС могут быть временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному деклалированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные ТС для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с ч. 2 ст. 16 или ч. 6 ст. 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных ТС для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные пп. 8 ч. 7 ст. 14 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 264 ТК ЕАЭС).
В соответствии с ч. 5 ст. 268 ТК ЕАЭС в отношении временно ввезенных ТС для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункт 6 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 6 ст. 268 ТК ЕАЭС при наступлении следующих обстоятельств сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в ч. 5 настоящей статьи, считается: в случае передачи таких ТС для личного пользования иным лицам в нарушение требований ст. 264 настоящего Кодекса – день передачи, а если этот день установлен, - день выпуска ТС для личного пользования для временного нахождения на таможенной территории Союза; в случае утраты таких ТС для личного пользования в пределах срока в течение которого такие ТС могут временно находиться на таможенной территории Союза, за исключением уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы, - день выпуска ТС для личного пользования для временного нахождения на таможенной территории Союза; в случае нахождения таких ТС для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза – день истечения срока, в течение которого такие ТС могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 264 настоящего Кодекса. Пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.
Судом установлено, ... г. ФИО1 на основании документа временного ввоза № ... временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни ТС для личного пользования (далее – ТСЛП) – PEGOUT 407, VIN – ..., ... года выпуска. Срок временного ввоза ТС согласно пассажирской таможенной декларации установлен до ... г.
К обратному вывозу ТС - PEGOUT 407, VIN – ..., ... года выпуска заявлено не было. Информация об обратном вывозе ТС в электронной базе отсутствует. Местонахождение ТС не установлено.
... г. таможенным постом МАПП Шумилкино вынесено Решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного ТС для личного пользования № ... по факту невывоза ТС - PEGOUT 407, VIN – ..., ... года выпуска.
... г. составлен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа № ....
В адрес ФИО1 письмами Псковской таможни от ... г. № ... направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ... г. № ... на сумму 615 227,98 руб. (в том числе: таможенные платежи 579 325,87 руб., пени – 35 902,11 руб.) со сроком добровольной уплаты – не позднее 15 рабочих дней со дня получения данных уведомлений по адресам: ....
В добровольном порядке уведомление ФИО1 не оплачено.
Сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ТС, указанная в уведомлении, рассчитана в соответствии с требованиями Решения Совета Евразийской экономической комиссии от ... г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее – Решение комиссии № ...) по ставкам, указанным в пункте 3 Таблицы 2 Приложения 2 к Решению комиссии, которые зависят от года выпуска ТС (в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет) и объеме двигателя (рабочий объем двигателя которых превышает 1800 куб. см., но не превышает 2300 куб. см. – 1997 куб. см.) и составляет для ТС Должника 4,8 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя (кур рубля к евро), установленного Центральным Банком РФ на день применения ставок ... г. в размере 60,4371 руб. за 1 евро): 1997 куб. см. * 4,8 евро * 60,4371 (руб. за 1 евро) = 579325,87 руб.
В соответствии с гл. 12 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В соответствии с положениями ст. 72 Федерального Закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 г. таможенный орган начисляет пени на сумму таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок исполнения обязанности по уплате которых нарушен при формировании уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней – в таком уведомлении (уточнении к уведомлению) (пп. 3 ст. 72 № 289-ФЗ).
В соответствии с п. 14 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 г. при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. Таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что неисполнение обязанности вывоза временно ввезенного транспортного средства с территории Таможенного союза влечет за собой обязанность уплаты таможенных платежей и пеней.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи51ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено настоящим Кодексом. В силу пункта 7 статьи52ТК ЕАЭС таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.
Статьей266ТК ЕАЭС предусмотрено, что в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.
Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Комиссией (пункт 2).
В силу пункта 4 статьи57ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени.
Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве-члене, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.
В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 1); обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей (часть 3); пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока (часть 7); размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, обязанность по уплате которых не исполнена, размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени (часть 8).
Расчет, предоставленный стороной административного истца, проверен судом, он является арифметически верным, а именно: по уведомлению о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ... г. № ... на общую сумму 1126403,95 руб. (в том числе: таможенные платежи – 547078,08 руб., (579325,87 руб. – 32247,79 руб.) – пени на общую сумму 579325,87 руб.
Представленные административным истцом расчеты административным ответчиком не оспорены, контррасчет не представлен.
В соответствии с частью 19 статьи 73 ФЗ РФ №289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» 19. Срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
По истечении указанного срока таможенный орган может обратиться в суд в течение шести месяцев с заявлением о взыскании с плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) за взысканием причитающейся к уплате суммы таможенных платежей, специальных, антидемпинговых компенсационных пошлин, процентов и пени.
С настоящим административным иском таможенный орган обратился в суд ... г., в установленный законом срок.
Довод о том что ФИО1 не является собственником данного автомобиля несостоятелен, поскольку в рассматриваем случае он выступает в роли декларанта и несет полную ответственность за заявленные в таможенной декларации сведения и осуществленные действия и не освобождает ФИО1 от исполнения обязанности по плате таможенных платежей и пени.
При рассмотрении дела представителем ответчика представлен отчет об оценке транспортного средства № ... от ... года, согласно которого рыночная стоимость автомобиля PEGOUT 407, VIN – ... ... года выпуска составляет 45000 рублей, стоимость ремонта согласно представленной калькуляции составляет 967061 рубль, с учетом износа 329194 рубля (л.д. ...). Представленные документы не являются основанием для освобождения ФИО1 от уплаты таможенного платежа и пени.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при разрешении споров, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования в связи с невывозом с таможенной территории Союза в день истечения срока, в период которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 Таможенного кодекса, судам следует учитывать положения подпункта 7 пункта 2 статьи 268 Таможенного кодекса, предусматривающие возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, если до наступления срока уплаты названных платежей имели место такие факты, как уничтожение и (или) безвозвратная утрата транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании таких фактов, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) могут свидетельствовать невозможность проведения восстановительного ремонта поврежденного имущества, либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии, либо равенство этих стоимостей.
Обстоятельством, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей в соответствии с названной нормой, также может признаваться неправомерное завладение (хищение, угон) транспортным средством, в результате которого объективно невозможен его обязательный вывоз ввиду фактического отсутствия транспортного средства на день истечения срока правомерного нахождения транспортного средства на таможенной территории Союза.
В отношении транспортного средства PEGOUT 407, VIN – ..., ... года выпуска, временно ввезенного административным ответчиком, ни одно из обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 статьи 14 ТК ЕАЭС, не наступило, в связи с чем данное временно ввезенное транспортное средство находится под таможенным контролем с момента пересечения границы по настоящее время.
Кроме того, объективная возможность удостоверить факт гибели транспортного средства в период до ... г., предоставленная таможенным законодательством декларанту, не была реализована, сведения о направлении ФИО1 и вручении Псковской таможне заявления с приложением необходимых документов, предусмотренных приказом Федеральной таможенной службы от ... г. N ..., отсутствуют и суду не представлены.
Довод представителя ответчика об обращении Солдаткиным в Самарскую таможню по рекомендации Псковской таможни в ... года по вопросу признания спорного автомобиля безвозвратно утраченным или его конфискации в доход государства суд признает необоснованным, поскольку согласно представленным на запросы суда ответам заявления от ФИО1 об обращении автомобиля с собственность РФ в Псковскую таможню не поступало (л.д...), как и никаких писем от ФИО1 в Самарскую таможню в ... года не поступало (л.д....)
На дату рассмотрения настоящего административного искового заявления, таможенные платежи и пени административным ответчиком не оплачены, в связи с чем требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также пункта 2 статьи 61.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Доказательства, свидетельствующие об освобождении административного ответчика от уплаты государственной пошлины, в материалы дела не представлены, в связи с чем с административного ответчика ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 26264 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Псковской таможни к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 , ... года рождения (паспорт ...) в доход государства с зачислением взысканных сумм в федеральный бюджет Российской Федерации задолженность по уплате таможенных платежей и пени в размере 1126403,95 руб.
Взыскать с ФИО1 , ... года рождения (паспорт ...) в доход государства государственную пошлину в размере 26264 рубля.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2025 г.
Судья Г.А. Королева