Актуально на:
25.04.2024 г.

Решение Верховного суда: Определение N 67-АПГ13-7 от 19.06.2013 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОНЩИ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №67-АПГ13-7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. М о с к в а 19 и ю н я 2013 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Борисовой Л.В. и Еременко Т.И.

при секретаре Строилове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новосибирской области о запрете деятельности религиозной группы «Элле-Аят», признании деятельности названной религиозной группы экстремистской по апелляционной жалобе заинтересованного лица Мильштейна В.М. на решение Новосибирского областного суда от 25 февраля 2013 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Мильштейна В.М. и его представителя Шитова Д.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением (т. 1, л.д.16- 23) о запрете деятельности религиозной группы «Элле-Аят, действующей на территории Новосибирской области, по распространению и пропаганде лечения людей по методу движения (самопознания) Абдуллаева Ф.М. (Фархат-ата), именуемого «Элле-Аят».

В дополнительном заявлении (т. 10, л.д. 20-25) прокурором уточнены основания для запрета деятельности религиозной группы, приведены ссылки на абз. третий, седьмой, восьмой, девятый п. 2 ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Федеральный закон от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ и поставлен вопрос о признании деятельности религиозной группы «Элле Аят» экстремистской на основании ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ).

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на территории Новосибирской области без образования юридического лица осуществляет свою деятельность религиозная группа «Элле-Аят Основателем учения «Элле-Аят» являлся житель поселка Уйгурского района Алма-атинской области Республики Казахстан Абдуллаев Ф М именуемый «Фархат-ата». Методика этого учения включает произнесение «Формулы жизни», где используется уйгурская письменность, вслух произносится: « Эллэ Нина анна Создатель Фархат ата Элле Аят 37-40-6-8-10 Эллэ Лэззэт селенной Эллэ Уйгур Аят Эллэ», прием чая с солью и молоком (эткен-чая), наблюдение за Солнцем незащищенным взглядом, работу с текстами и графикой, общение и посещение семинаров сеансы энергетической очистки. В «Формуле жизни» слова и цифры означают следующее:

Элле - младенец;

Нина анна - супруга основателя « Элле Аят»;

Создатель Фархат ата - Абдуллаев Ф.М.;

Аят - энергетический поток Солнца, управляемый « Создателем»,

3 7 - год рождения Абдуллаева Ф.М.;

40 - год рождения супруги Абдуллаева Ф.М.;

6 - число детей Абдуллаева Ф.М.;

8 - знак бесконечности, состав семьи Абдуллаева Ф.М.- восемь человек, объединенная сила Абдуллаева Ф.М., его жены и шестерых детей;

10 - сила «Создателя», где 1 - Абдуллаев Ф.М., 0 - солнце;

Лэззэт- любовь;

Селенная - область чистого сознания;

Уйгур - новое мышление, новая цивилизация.

В г. Новосибирске дважды в месяц 1 и 18 числа последователями «Элле-Аят» проводятся семинары в ДК « Прогресс», находящемся по адресу: Красный проспект, 167, на которых осуществляются обряды и церемонии, а также обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозной группой осуществляется деятельность направленная на излечение различных заболеваний людей путем самосохранения и самовосстановления механизмов человека с использованием методов Абдуллаева Ф.М. Лечение осуществляется в «Аят центрах» во время проведения семинаров, а также членами религиозной группы самостоятельно. Члены религиозной группы убеждают граждан отказываться от общепринятых медицинских методов лечения, предлагая методику самооздоровления по учению Абдуллаева - ежедневное смотрение на солнце открытыми, незащищенными глазами в течение трех минут, в результате которого, по их мнению, потребляется солнечная энергия разрушающая негативные эмоции, а также принятие чая с молоком (эктен чая). От незаконной деятельности «Элле-Аят» пострадала Ф., которая оказавшись под влиянием религиозной группы, отказалась от квалифицированной медицинской помощи и лечилась по методу Абдуллаева - «формула, чай и солнце». В результате несвоевременного обращения в медицинские учреждения заболевание прогрессировало и Ф умерла. Распространению учения Абдуллаева Ф.М. способствует журнал «Звезда Селенной», который зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, свидетельство ПИ № 77-12322 от 8 апреля 2002 г., издается в г. Новосибирске, выходит тиражом 2 тыс. экземпляров шесть раз в год на русском языке, цена свободная, учредитель и главный редактор Мильштейн В.М. Содержание журнала состоит из отзывов о том, как получая энергию «Создателя Фархат-ата» исцелиться от всех болезней методикой самооздоровления, из писем граждан, которые только благодаря методике Абдуллаева Ф.М. перестали страдать различными заболеваниями, в том числе онкологическими. Последователями утверждается: «Журнал заряжен солнечной энергией и побеждает болезни безо всяких врачей», «Фармокология не оздоровит Ваши органы», «Читайте информацию в журнале, рассматривайте размещенные там рисунки, одновременно прислушивайтесь к своим внутренним ощущениям, пейте эктен-чай смотрите, читайте «Формулу жизни». В этом состоит Ваше лечение».

Новосибирским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе заинтересованное лицо Мильштейн В.М.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о частичной отмене обжалуемого решения.

Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ определено что религиозной группой признается добровольное объединение граждан образованное в целях совместного исповедания и распространения веры осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество

предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы

имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и

церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное

воспитание своих последователей (ст. 7). В качестве оснований для запрета

деятельности религиозной группы в судебном порядке в том числе названы:

- действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности (абз. третий п. 2 ст. 14);

- посягательство на личность, права и свободы граждан (абз. седьмой п. 2 ст. 14);

- нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием в связи с религиозной деятельностью гипноза (абз. восьмой п. 2 ст. 14);

- склонение к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии (абз. девятый п. 2 ст. 14).

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ регламентированы правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности. В ст. 1 этого Закона приведены понятия «экстремистская деятельность (экстремизм)», «экстремистская организация», «экстремистские материалы». Статьей 9 этого же Закона установлена ответственность религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности. При этом в качестве одного из оснований для запрета деятельности религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, названо возбуждение религиозной розни.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на территории Новосибирской области действует без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения учения Абдуллаева Ф.М., - религиозная группа «Элле-Аят».

Согласно заключению комплексной судебной психолого лингвистическо-религиоведческой экспертизы, проведенной во исполнение определения суда Автономной некоммерческой организацией «Казанский межрегиональный центр экспертиз», методика и учение Абдуллаева Ф.М являются своеобразным эзотерическим религиозным культом солярной направленности, отрицающим значимость современных научных достижений человечества. Обряды, реализуемые в группе, можно охарактеризовать как религиозные. Данная методика является вероучением, носит характер «естественной религии», где большая роль отводится практическим действиям, которые выражаются в смотрении на солнце, употреблении особого напитка - эткен-чая, чтении журналов и повторении «Формулы жизни». «Формула жизни» является для последователей аналогом молитвы которую необходимо произносить несколько раз в день. Лидерам учения (Создатель и его супруга) приписывается божественный статус. В материалах присутствуют утверждения Абдуллаева Ф.М., о том что он является Создателем и обладает сверхъестественными способностями Адептами культа Абдуллаев Ф.М. воспринимается как сверхчеловек,

обладающий сверхъестественными способностями, способностями к

исцелению и исключительным знаниям. Имеются утверждения о том, что Абдуллаев Ф.М. и после своей смерти продолжает трансцендентно присутствовать на Земле (т. 9, л.д. 115, 124, 125).

Установлено, что указанное выше объединение граждан имеет внутреннюю организацию. Одним из руководителей группы является Мильштейн В.М., который организует и проводит 1 и 18 числа каждого месяца собрания, так называемые «аяты», в ДК «Прогресс», находящемся по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, д. 167, где собираются по 550- 600 и более человек. Каждая такая встреча начинается с выступления Мильштейна В.М. Он утверждает, что система «Элле-Аят» является универсальным средством от всех болезней и жизненных проблем на земле простым и доступным для любого человека, рассказывает о своих встречах с лидером учения, демонстрируя свою близость к «Создателю», предлагает работать с журналами «Земля Селенной», якобы заряженными солнечной энергией и побеждающими болезни безо всяких врачей, отвечает на вопросы участников группы, дает различные информации, в том числе как поддерживать связь с координаторами движения, объявляет, когда будет следующая встреча в этом зале. Затем выступают последователи. Каждый выступающий произносит «Формулу жизни», сообщает, как он излечился по системе «Аят - жизнь без лекарств и болезней», какими заболеваниями страдал ранее и как чувствует себя сейчас без традиционного медицинского лечения. Работа с журналами проводится по определенной схеме, где все тексты, выделенные красным шрифтом, в № 1,2 (2002г.) необходимо читать по три раза, в № 3, 4 (2002г.) - по восемь раз, № 5 (2002г.) - десять раз, № 6 (2002г.) - 16 раз, № 1 (2003г.) - дважды по 16 раз с перерывом, № 2 (2003г.) - 33 раза, № 3 (2003г.) - 18 раз, весь журнал - № 4/10 (2003г.).

Установлена также организация работы в «Аят-центрах» по иным адресам в г. Новосибирске с использованием жилых помещений и имущества граждан. Так, постановлением мирового судьи от 30 марта 2006 г к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечена К которая осуществляла деятельность народного целителя, не имея документов на право ведения такой деятельности. Лечение проводилось по системе «Аят- жизнь без лекарств и болезней» и заключалось в смотрении на солнце, употреблении «эткен-чая» и многократном повторении «Формулы жизни» (т. 8, л.д. 15-16).

Суд, принимая решение о признании деятельности группы «Элле-Аят экстремистской, исходил из вывода, что для этого имеются предусмотренные законом основания. В подтверждение данного вывода суд сослался на:

апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 февраля 2013 г. (т. 8, л.д. 26, т. 11, л.д. 42-43), которым признаны

экстремистскими материалами 7 выпусков журнала «Звезда Селенной»;

исследование материалов названного журнала, проведенное экспертом-

организатором Федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы» (т. 2, л.д. 1-21), по мнению автора, выявившее в № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, 1/7, 2/8, 3/9, 4/10, 5/11, 6/12, 2/14, 3/15, 5/17 отрицательные эмоции и негативные установки в отношении основных мировых религий (христианства, ислама, буддизма);

заключение экспертов АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» (т. 9, л.д. 127) о том, что материалы журнала «Звезда Селенной содержат психологические факторы, возбуждающие ненависть и вражду между людьми по признаку религиозной принадлежности, что трактуется как признак разжигания религиозной розни и вражды.

При принятии указанного решения суд не дал оценку тем обстоятельствам, что само по себе вероучение, исповедаемое группой граждан на территории Новосибирской области, не содержит перечисленных в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ признаков экстремизма, не призывает к осуществлению экстремистских действий. Чтение материалов, даже признанных судом экстремистскими, не влечет установленную законом ответственность.

Из этого следует, что решение суда о признании деятельности религиозной группы экстремистской не основано на материалах дела, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового судебного постановления об отказе в удовлетворении указанного заявления.

Что касается судебного акта в части установления запрета на деятельность религиозной группы «Элле-Аят» на территории Новосибирской области, то он принят в соответствии с требованиями закона и материалами дела и отмене не подлежит.

Судом бесспорно установлены факты склонения к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.

По заключению психолого-лингвистическо-религиоведческой экспертизы представленные на исследование материалы содержат высказывания, формирующие мнение о том, что методика Абдуллаева Ф.М является методом лечения, а произнесение «Формулы жизни», прием чая с солью и молоком, наблюдение за солнцем, чтение журнала «Звезда Селенной» - лекарствами (ответ на 24 вопрос). В материалах (дисках с видеозаписями, журналах «Звезда Селенной») использованы способы психологического воздействия на лиц, которые участвуют в проводимых встречах и знакомятся с текстом журнала. Основным используемым способом изменения личности является психологический механизм веры (ответ на 19 вопрос). Материалы содержат косвенные призывы к отказу от традиционной (признанной) врачебной медицины, а также психологические признаки информации, направленной на побуждение последователей учения

к отказу от медицинской помощи, даже если состояние их здоровья

оценивалось как тяжелое, крайне тяжелое и даже угрожающее жизни.

Использованы специальные языковые средства для целенаправленной

передачи отрицательных установок по отношению к методам официально признанной медицины (ответы на 16,18 вопросы). Использованы специальные языковые средства для целенаправленной характеристики чудодейственных свойств действия компонентов лечения по методике Абдуллаева Ф.М. (ответ на 17 вопрос).

Из показаний свидетеля К (т. 2, л.д. 94-102) следует, что ее мать Я. и отец посещали центры «Элле-Аят» в г. Новосибирске с 2004 года. Причиной такого обращения был «тяжелый» диагноз, выставленный матери. Мать полностью отказалась от лекарств, так требовали в центре Лечение заключалось в употреблении до 18 стаканов чая в день, чтении «Формулы жизни», прикладывании журнала к больным местам. После ухудшения состояния здоровья матери «ученики» стали приходить к ним домой до 3 раз в день, для более быстрого выздоровления предлагали всей семье обратиться к учению. Лечение было платным и заключалось в том чтобы смотреть на солнце, пить чай с молоком и солью. В отношении врачей высказывались мнения, что «они черные силы и помощи не дадут».

Аналогичные показания даны свидетелем Я (т. 2, л.д. 123- 133), совместно с супругой посещавшим центры «Элле-Аят», расположенные в различных районах г. Новосибирска (Сухой Лог, ул. Крылова).

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от 19 января 2012 г. Я. страдала онкологическим заболеванием с 2000 года сахарным диабетом. Отказ от назначенного врачами лечения ускорил прогрессирование заболевания, в 2005 году больная скончалась. Методики «самооздоровления Алля-Аят», указанные в журналах «Звезда Селенной», на дисках с записями деятельности «Алля Аят» (произнесение в любое время как можно чаще «Формулы жизни», прием эткен-чая в достаточном количестве, созерцание солнца, работа с энергетическим журналом) не обладают какими-либо лечебными свойствами и не имеют научного обоснования.

Факты склонения к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии, подтверждаются также показаниями свидетелей Ф (т 2, л.д. 102-110), Ф (т. 8, л.д. 152-162), Дзалбы С.С. (т. 8, л.д. 145-152), заключениями судебно-медицинской экспертизы (т. 10, л.д. 40- 46, 47-54, 55-65, 67-83), печатными материалами и видеозаписями приобщенными судом к материалам дела.

Из заключения судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы № 153 от 28 декабря 2012 г. (т. 10, л.д. 142-151), проведенной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Новосибирской области «Государственная Новосибирская клиническая психиатрическая больница № 3», судебной психологической экспертизы

печатной продукции в виде журналов «Звезда Селенной» в количестве 57

штук (т. 10, л.д. 84-86), а также пояснений в судебном заседании члена

экспертной комиссии Л следует, что представленные на

экспертизу материалы имеют признаки оказания психического и психологического воздействия на последователей «Элле-Аят» в виде создания позитивного образа «Элле-Аят», формирования психологической мотивации, направленной на дальнейшее регулярное изучение материалов и принципов функционирования системы самооздоровления. Для лиц вовлеченных в деятельность исследуемого движения (учения) и подвергшихся его воздействию, существует потенциальная возможность негативного влияния на психическое и физическое состояние и его ухудшения.

Аналогичные выводы содержатся в заключении специалистов о деятельности движения (учения) Абдуллаева Ф.М. (Фархат-ата) ФГУ «Новосибирская психиатрическая больница (стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением» от 6 августа 2010 г. (т. 1,л.д.53-93).

Заинтересованным лицом ни суду, ни Судебной коллегии не представлено данных, опровергающих вышеприведенные обстоятельства.

Таким образом, судом установлено наличие данных предусмотренных Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ для принятия решения о запрещении деятельности религиозной группы в судебном порядке.

В связи с этим являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Для принятия решения о запрете деятельности религиозной группы достаточно установления одного из предусмотренных упомянутым Законом оснований.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм действующего законодательства, предусмотренных в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех ссылки на которые имеются в жалобе Мильштейна В.М.

Иные доводы жалобы не содержат ссылки на обстоятельства приведенные в ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила решение Новосибирского областного суда от 25 февраля 2013 г. в части признания экстремистской деятельности религиозной группы «Элле-Аят отменить и принять в этой части новое решение об отказе прокурору в удовлетворении указанного требования.

В остальной части это же решение оставить без изменения апелляционную жалобу Мильштейна В.М. - без удовлетворения Председательствующий Судьи

Аа
Аа
Аа
Идет загрузка...